0
1632
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

15.07.2004 00:00:00

Здравствуй, проза

Тэги: бек, алфавит, эссе, мемуары


Татьяна Бек. До свидания, алфавит: Эссе, мемуары, беседы, стихи. - М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2003, 639 с.

"Лета к суровой прозе клонят" - одна из формул, пушкинская, перехода поэта к прозаическому слову. Но необязательно - года. Думается, у каждого поэта свой путь к прозе. Он и вовсе не обязателен, но уж коли обозначен, то всегда возникает вопрос: а зачем он, для чего? Ведь дар/умение писать стихи божественного происхождения - и дан не каждому (единицам) из прозаиков.

И вот небожитель отказывается, в случае с Татьяной Бек, добровольно от своего дара и пишет "презренную" прозу. Бывает, Муза покидает поэтов, на время или навсегда, тогда проза - неизбежность. У Бек другой случай - она пишет множество стихов и регулярно печатается в самых престижных "толстых" журналах, но проза влечет, манит ее. Проза Бек разнородная по своему строю - разнородна по составу и рецензируемая книга. Первый раздел, названный "Вспышки памяти", - мемуарно-эссеистический. Он паровоз, который тянет за собой другие. Но мемуары Бек не совсем привычны - они как бы и не воспоминания, привязанные к правде факта, а прихотливый полет правды вымысла.

В прозе Бек принципиально НЕпоэт, если под это подвести расхожее представление, будто лирик кроит мир как хочет. Собственно, и в своей лирике Бек принципиально не лирик - по крайней мере расхожего толка: там столько понамешано прозоидов, что порой не понимаешь, а как из всей этой грубой арматуры рождается стих. "Заржавелая музыка из крана" - это пишет новейшая Бек о чем-то другом, но и о своей Музе тоже.

Но в прозе Бек нет лирических приемов, хотя она, эта проза, гармонично стыкуется с поэзией. В свой последний сборник стихов 2002 года Бек вставила автобиографическое эссе "Вам в привет. Начала", которое открывает книгу "До свидания, алфавит". "С самого начала жизнь моя, как говорят в народе, пошла слегка кувырком или на частичный перекосяк" - первая фраза в книге. Безусловно, ключевая. Это и рафинированная опора на голос толпы, и прелюдия к абсурдизму. Вместо счастливого детства (а оно было и таким) "ужас детства", который появится сначала в стихах, а затем станет камертоном воспоминаний. Такой прозы пока у Бек мало: она пишется нутром, а это дается по строчке - как по капле крови.

В художественном мире Бек много еще и иронии, не переходящей, однако, в сарказм. Рядом соседствуют найденная в старой тетради строчка из недописанного стихотворения: "Быть как урочище!" и уличная сценка: "┘роза средней распущенности" - говорит о бутоне продавец. А высекается сотый, сто первый смысл из этого, казалось, алогичного конгломерата, которым и является, по Бек, жизнь.

Далее идут эссе. Большинство из них эпитафии, своего рода венок мертвым. О Камиле Икрамове, об Арс. Тарковском, О.Нодия, Слуцком и Бродском, Юрии Ковале - воплощении идеала творца, земного. Одной репликой передается драма писателя: "Я решил скрыться в детскую литературу┘" Не менее емкая фраза о рано ушедшем из жизни Л.Шевченко: "┘Большой талант. И огромная утрата. Не надо золотить пилюлю".

Второй раздел ("За чтением") - статьи о Слуцком, К.Некрасовой, Вениамине Блаженном, Ю.Трифонове. Бек-литературовед блестяще "сдала" самый сложный, может быть, экзамен: обширный труд о романе "Волоколамское шоссе", романе своего отца - Александра Бека. Здесь и архивы, и текстология, и анализ произведения, и эрудиция, и воспоминания (в подтексте), сопережитое с отцом, который "...ушел из жизни, не разбившись об уродливые углы вырожденческой утопии". И никакого юродства детей великих - скромно и с достоинством дочь идет своей, но не расходящейся с отцом дорогой.

Третий раздел - "Мои собеседники". Бек достойный собеседник достойных писателей: если вспомнить алфавит, с которым мы распрощались вслед за автором, от А (С.Алексиевич) до Ш (С.Шенбруни) - Я в книге нет, как нет и расположения по алфавиту.

Последний раздел - "Стихи вдогонку". Часть из них - продолжение автобиографии. Другая - стихи-мемуары, стихи с посвящениями - тоже продолжение прозы. "Вижу: ты, уходя, по чистилищу делаешь круг / И смеешься в лицо благочестию и долголетию" - это из "Памяти Даура Зантария", вершине из стихотворного венка мертвым. Но в лирическом разделе книги есть и живые, а среди них мерцает, над ними витает мятежный дух поэта и прозаика Татьяны Бек, написавшей: "Мой ангел был мертвецки пьян┘" И ведь ангел ее простит - за беспредельную честность, громадный счет, в первую очередь к себе, а потом и к миру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4187
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2606

Другие новости