0
909
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

14.10.2004 00:00:00

ХХ век в знаменателе

Тэги: Аннинский, поэзия


Лев Аннинский. Красный век: Серебро и Чернь. Медные трубы. - М.: Молодая гвардия, 2004, 397 с.

Книга Аннинского - это попытка примирить две антагонистические русские литературы - модернистскую и советскую. Попытка если не поставить между ними знак равенства, то хотя бы расположить их на общей почве. Этим объясняется удивительная эстетическая терпимость критика: он на равных принимает как одиозного пролетарского пиита, так и изысканного салонного провидца. Ну, где еще вы встретите под одной обложкой, например, Ходасевича и Суркова? Они даже в хрестоматиях не уживаются, а здесь безропотно соседствуют.

В итоге вышло нечто внешне напоминающее учебник литературы для выпускного класса - никакого личного пристрастия, все в рамках программы, даже портреты поэтов назидательно приглаженные, как те, что висели в школе над доской. Но на этом сходство заканчивается. Далее - минимум академического трепета, максимум въедливого анализа. Для Аннинского герои книги - жертвы гигантской кровавой заварухи, именуемой ХХ веком. Каким образом они из нее выпутывались и что при этом сказали (написали), и составляет предмет его интереса. "Красный" - по Аннинскому - век, взятый в качестве общего знаменателя, сводит на нет дрязги в числителе. Под таким углом зрения разница между советскими и несоветскими не так уж велика, да и не важна.

Кроме расширительного взгляда на русскую поэзию критик предлагает и собственную периодизацию. Первая часть книги о тех, кто появился на свет "между убийством царя-Освободителя и кончиной царя-Миротворца", а вторая - о родившихся "между Ходынкой и Цусимой". Из всей этой массы Аннинский отобрал самых бесспорных гениев и мучеников от литературы, не размениваясь на "сомнительных типов" вроде Бурлюка или Демьяна Бедного. Всего вышло по двенадцать с каждой стороны, как апостолов. Сначала Блок, Клюев, Гумилев, Хлебников, Пастернак и т.д., потом дюжина советских классиков: Багрицкий Тихонов, Сельвинский, Исаковский, вплоть до Леонида Мартынова. Меня, кстати, мучил вопрос, почему в этот апостольский шорт-лист не был включен Андрей Белый. Ведь, кажется, он затеял то, что позднее нарекли Серебряным веком. А второй список вполне мог дополнить Хармс. Впрочем, это уже мои предпочтения. Аннинский же формулирует свою задачу примерно так: "┘хочется осмыслить их (поэтов) драму в категориях, продиктованных нашим временем, сопоставить "русское" и "советское", "славянское" и "всемирное", то есть в пределе "национальное и вселенское".

Выбор сделан в пользу тех, у кого означенные категории представлены наиболее выпукло и незамутненно. Посему и возникает параллельная подборка гениальных фигур, отчеркнутых Аннинским в апокрифы. Впрочем, с первых строк книги заявлено о том, что это не история поэзии, поэтому никакого догматизма быть не может. Это даже не совсем литературоведческое исследование, скорее - подборка цитат на заданную тему. Поэты говорят, критик - комментирует. Не удивляйтесь, если знакомые с детства строки в интерпретации Аннинского покажутся не очень знакомыми. "Это с нервов спадает мох", - как сказал один из ныне здравствующих поэтов. По другому поводу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2023
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4704
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2568
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2955

Другие новости