0
1514
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

10.02.2005 00:00:00

Прекраснейший образчик человека

Тэги: полушин, гумилевы, хроника


Владимир Полушин. Гумилевы. 1720-2000. Семейная хроника. Летопись жизни и творчества Н.С. Гумилева. ХХ столетие. Родословное древо. - М.: Терра-книжный клуб, 2004, 528 с.

Книжка - действительно летопись жизни и творчества Николая Гумилева, его предков, потомков. В хронологической последовательности по дням, месяцам, годам в течение трех столетий с 1720 по 2000 год.

Автор - Владимир Полушин - не только прослеживает вехи судьбы Николая Гумилева, подробно описывает его родословное древо, но и рассказывает о жизни его не менее знаменитых потомков - Льва Гумилева и Ореста Высотского. Многолетний труд автора с архивами, некогда закрытыми в специальных хранилищах, со всеми печатными источниками в стране и за рубежом, общение и работа с младшим сыном Гумилева О.Н. Высотским, встречи с современниками и потомками поэта позволили Полушину воссоздать чуть ли не каждодневную жизнь Гумилева. Автор уточнил многие спорные даты: написания произведений, отправки писем, встреч, самых разных событий.

Первая часть начинается с 1720 года, с родившегося в этом году священника Прокопия Гумилева, и заканчивается 1921-м, последним годом жизни поэта. Это хроника жизни и творчества поэта по дням и основные даты жизни его предков и близких родственников. Из хроники жизни А.А. Горенко-Ахматовой (в замужестве Гумилевой) взяты только те данные, которые касаются самого Н.Гумилева, их общего сына Льва Гумилева, их друзей или противников. Если неизвестна точная дата создания или публикации произведения Н.С. Гумилева или рецензии на его произведения, того или иного события, то сведения о них приводятся в конце известного месяца, периода года, полугодия или года.

Во второй части представлены и несколько указателей - именной, указатель произведений Николая и Льва Гумилевых.

Примечательно и приложение, повествующее о родословном древе предков и прямых потомках Н.С. Гумилева. Здесь автор рассказывает о младшем сыне Николая Гумилева Оресте Николаевиче и его потомках. Мать Ореста актриса Ольга Высотская пожертвовала своим талантом ради сына. А своей жизнью ради Гумилева.

Орест Николаевич был сыном своего отца. Гумилев, как поэт и гражданин, не мог оставаться в стороне, когда решалась судьба его Отечества в Первую мировую войну 1914 года. Итогом военных лет были две книги "Записки кавалериста", книга стихов "Колчан" и два Георгиевских креста за доблесть и отвагу. Орест Николаевич вспоминал: "Он не мог сидеть в тылу, хотя мог бы по состоянию здоровья. Для него защита Родины была святым долгом, ибо он был русским до мозга костей". Не стал сидеть в тылу и сам Орест Николаевич, когда началась Вторая мировая война.

Родные и близкие поэта, как заключил автор свое повествование о неугасимой ветви Гумилевых, прошли по земле так, как судил им Бог. Отрадно, что род Гумилевых продолжается.

Примечательны и воспоминания близких и современников поэта, всех тех, кто был вовлечен в его жизненную орбиту. "Октябрь 15, 1920 г. Николай Гумилев заказал панихиду по Михаилу Лермонтову. Ирина Одоевцева, поэтесса, вспоминала: "Панихида по Лермонтову это не поза. Это предчувствие такой же трагической кончины, как и у Лермонтова. Поэт-воин почтил память поэта-воина!.."

Николая Гумилева расстреляли по приговору Петербургского ЧК "за участие в белогвардейском заговоре". Его сын Лев прожил не менее бурную и драматическую жизнь.

Слова Н.Гумилева об А.Блоке (письмо Г.П. Блока, двоюродного брата А.А. Блока - Б.А. Садовскому от 23 июля 1921 г.) характеризуют и его: "...человек он удивительный. Это прекраснейший образчик человека. Если бы прилетели к нам марсиане, нужно было бы им показать человека, я бы только его и показал - вот, мол, что такое человек".

А вот слова Мочульского о Гумилеве-критике (18 июля 1923 года): "...его эстетическое чутье непогрешимо, и его приговоры действительны по сей день. Он всегда находит меткое определение, отчетливую, краткую формулу, живописную характеристику. Говоря о деталях техники и стиля, он не забывает единства поэтической личности. Отмечая традицию, прислушивается к характерному и неповторимому".

А это уже из авторского предисловия: "Гумилев прошел самое страшное испытание забвением на родине и временем вообще. И этот лучезарный романтик, рыцарь русского Серебряного века, вышел из необычного поединка победителем. Режим большевистский рухнул, а поэт восстал и возродился из пепла, как птица Феникс. Он преодолел все границы и вернулся на родину не только к литературоведам, библиотекарям, студентам, аспирантам, всем изучающим творчество поэта, но и к широкому кругу читателей". С этим трудно не согласиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1905
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4539
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2475
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2830

Другие новости