0
1714
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

10.03.2005 00:00:00

Костюм - это человек

Тэги: Анненков, кинозвезды, костюм


Юрий Анненков. Одевая кинозвезд / Пер с фр. И.Обуховой-Зелинской и Д.Полякова. - М.: МИК, 2004, 352 с.

Русский авангард, общество будетлян, кубофутуризм, иллюстрирование сборников символистов, портреты деятелей искусства и политики... Это все Юрий Анненков. Плюс "Дневник моих встреч" - цикл очерков мемуарного характера, "Повесть о пустяках" - неторопливо рассказанные истории о русских деятелях искусства и, конечно же, работа в кино, по большей части зарубежном. Юрий Анненков был всеядно талантлив. Живопись, литература, кино - он всегда находил новые пристанища. Живописал он тех, о ком потом писал книги, в книгах рассказывал о том, кого живописал, в кино все смешивалось: живописал для тех, кого снимали и о ком он потом писал. Кино стало возможностью абсолютного синтеза.

Книжка "Одевая кинозвезд" написана по-французски и впервые была издана в Париже в 1951 году - не самое удачное время для выхода на прямой разговор с читателем автора-эмигранта, пусть даже уже занявшего прочную позицию в мире кино. Ведь еще был жив Сталин, а за два года до этого на громком процессе Кравченко французские интеллектуалы - писатели, журналисты, участники Сопротивления, видные политические деятели - доказывали преимущества социализма и отрицали наличие лагерей в СССР. Белоэмигранты (то есть тот же Анненков) считались отребьем, достойным лишь свалки истории. Но книга вышла и постепенно завоевала известность.

Анненков разделил книгу на шесть частей. В первой - "В теоретическом плане" - он, балансируя на грани юмора и личной обиды, рассказывает о взаимоотношениях художника по костюмам со всей киноиндустрией. Дело в том, то именно он ввел во французском кино новую номенклатурную единицу - художник по костюмам. В сущности, утвердить свою профессию как самостоятельную, ни в коем случае не относящуюся к подразделению "технический работник", было главным делом художника в процессе эмиграционной работы в кино. "Быть художником по костюмам - это уже профессия. Быть им в кино - это вторая профессия, требующая большей ухищренности, чем первая". Цитируя Делануа, Бланшара, Пименова, Анненков ведет полемику о роли художника по костюмам в кино. "Костюм - это прежде всего чувство, характер, климат... Художник по костюмам - самое чувствительное звено в съемочной группе. Он своего рода второй постановщик".

Глава "Странная промышленность" - единственная, в которой ощущается временной промежуток между суждениями автора и сегодняшним состоянием кино. Например, надежды на то, что распространение индивидуальных кинопроектов приведет к усилению роли творческого кино, сбылись с точностью до наоборот. Компьютерные актеры также создаются теперь в основном для коммерческих блокбастеров, а вовсе не для "интеллектуального" кино. Основной и постоянной темой анненковской полемики является его требование относиться к кино как к искусству, а не как к индустрии, средству обогащения, инструменту агитации. Он показывает с разных сторон, к чему ведет доминирование коммерческого начала в кино.

"Внутренняя тишина", "Статисты", "Дебюты" - рассказы об актерах. О том, каковы звезды, вживающиеся в свой костюм, о том, как художник создает атмосферу, одевая безликое множество статистов, о том, как среди них находятся новые великие актеры. Конечно, для нас не все упоминаемые в книге имена "говорящие". Если "Пармскую обитель" Кристиан-Жака, "Красное и черное" Отан-Лара или "Монпарнас, 19" Беккера мы знаем, а имена кинозвезд этого периода - Даниэль Дарье, Жерар Филип, Мария Казарес, Жан Габен, Жан Маре, Мишель Морган - у многих вызывают ностальгическое чувство, то целый ряд фильмов, гремевших в 30-50-е годы по всему миру, как и снимавшихся в них звезд русский зритель не знает вовсе. Но это нисколько не мешает: смешное остается смешным, а глупость и невежество, которые Анненков высмеивает с особым смаком, не исчезли и в наше время.

В книге много иллюстраций, сделанных самим автором, фотографий из личного архива, шаржей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
973
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
808
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
956
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
644

Другие новости