0
1714
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

27.07.2006 00:00:00

Экстатическое, иконописное, скифское

Тэги: чайкеовская, фальк, петровводкин, самохвалов, биография


Вера Чайковская. Три лика русского искусства XX века. Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов. – М.: Искусство – XXI век, 2006, 195 с.

Проследить путь тех, кто не просто жил в начале XX века, но, по великолепному выражению Мандельштама, склеивал «своею кровью» «двух столетий позвонки», всегда поучительно. А если речь идет о художниках, разных, даже в каком-то смысле несовместимых, то душе дается дополнительное питание – красочное, неожиданное, в высшей степени любопытное.

Три мастера – «городской сумасшедший» Фальк, художник планетарного видения Петров-Водкин и певец «комсомольских богинь» Самохвалов. Три видения века: экстатическое, иконописно-природное и скифское, хтоническое, нутряное, с уходом в рабское служение власти. Три лика, настолько непохожих друг на друга, что диву даешься смелости автора, поместившего их под одной крышей – обложкой собственной книжки. Кстати, написана она прозрачным, ярким языком, под стать самой живописи (книга полна иллюстраций). Это не «искусствоведческий анализ», а живое повествование о трех людях, «посетивших сей мир в его минуты роковые».

Поэтому и наблюдения автора (рука не поднимется написать «замечания», уж больно они естественны – тон плавного рассказа выдержан безукоризненно) по-бунински вкусны, своеобычны.

Не забудем, что строящийся «новый мир» войн и революций страшен, дик и беспощаден. И он же – амбивалентный по сути своей – источник новой жизненной энергии, новых перспектив и нового творческого пафоса. И если мистический Фальк, ускользая от «бега времени», ищет и находит в тиши и сосредоточенном созерцании «трепет живой плоти мира», то Петров-Водкин ощущает «революцию своей просто потому, что она совершалась (как казалось) ради тех людей, из гущи которых он вышел». Ученик же Петрова-Водкина Алексей Самохвалов уходит от живого видения в «холодный и напыщенный официоз».

Лейтмотив книги – созерцание человеческого лица. Три ипостаси портрета: мерцающая душа, проступающая на полотнах Фалька, иконописные черты героев Петрова-Водкина и заключительное слово о Самохвалове: «Поздний Самохвалов отказался от заветов учителя. «Сдал» лицо. Он, как льстивый раб, долгие годы наряду с человеческими лицами изображал «маски» и «имиджи» вождей. Монументализация такого «идола», доведение до трехметровых размеров небольшой картины «Речь с броневика» и стала завершающим аккордом отказа от лица».

Созерцание человеческого лика как образа души, по наблюдению автора являет собой единую «линию русской культуры, сделавшей основой космоса человеческую личность»┘ Поэтому так много в книге портретов и автопортретов – от гипнотических репродукций полотен Фалька до жутковатых советских «богатырш» Самохвалова.

Недаром Петров-Водкин писал огромные головы, «соотносимые с ликами святых в иконостасе». И не декоративные они, вовсе нет. «Как в древнеегипетском, так и древнерусском искусстве (а кстати, и в детском рисунке), размером художник выделяет самое значимое. Нам недвусмысленно говорят, что ЛИЦО – первично в мире, природе, культуре┘»

Поэтому предательство «лица» для художника – великая трагедия, уход в пустоту и фальшь. Не случайно композиционно книга построена так: начинается тихими, завораживающими лицами (душами) Фалька, расцветает кульминацией огненных иконописных ликов Петрова-Водкина и уходит в подземелья метро – в портреты «метростроевок» и «женщин со сверлом» Самохвалова. И за всеми этими «лицами» – «многоразличная и текучая» жизнь каждого художника.

Роберт Фальк – выходец из интеллигентной еврейской семьи, загадочный юродивый, проповедник внутреннего горения. Его слова о себе таковы: «Мне в конце концов удалось то, что я называю «сойти с ума на живописи»┘ Опять отвалилась та твердая кора на глазах и на нервах, которая делала восприятие статичным и прозаичным┘»

Петров-Водкин – потомок волжского разбойника, резкий и страстный, верный античному «космосу», краскам воды, травы и радуг.

Александр Самохвалов – автор знаменитого плаката «Да здравствует комсомол!» и картины «Девушка в футболке», «певец революции», уверенной рукой изображавший варварские лики строителей «светлого будущего», захлебнувшийся в волнах советского скифства.

В общем, как пишет автор в предисловии, «три разных типа национального сознания, восходящих к древнейшим архетипическим представлениям о человеческой личности».

Три лика России. Три виденья «нового мира». Хорошо, что их три, – ведь, как нам известно, русский Бог весьма хорошо относится к троице. Пусть даже и архетипической.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
866
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2509
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1467
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1821

Другие новости