0
1306
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

28.06.2007 00:00:00

Деревянный идол

Яна-Мария Курмангалина

Об авторе: Яна-Мария Курмангалина (р. 1981) - прозаик.

Тэги: цветков, поэзия


Интернет такая штука, в которой новости распространяются достаточно быстро, поэтому именно в сети стало сразу известно, что Алексей Цветков вернулся в поэтический эфир после молчания, которое длилось семнадцать лет. Конечно, автор вернулся с переосмысленной жизненной философией. Да, в этой философии осталось мало России, но она есть. Да, в этой философии много самого человека, и зиждется она прежде всего на тех культурах, которые ему близки. Поэтому новые стихи автора представляют собой уникальный сплав. Здесь – отголоски Советского Союза, с его категоричной, безапелляционной системой власти, здесь – пока еще слабый голос новой России, здесь Америка с ее динамичностью, здесь Европа с ее инфантильностью. Отдельно можно назвать древнеримскую эпоху, которая проходит пунктиром по творчеству поэта.

Автор вернулся в поэзию, как человек действия, поэтому даже в созерцательности – предчувствие, где каждое слово, как воздух, напоено грозовым озоном.

В замечательном стихотворении «странник у стрелки ручья опершись на посох», которое открывает книгу «Шекспир отдыхает» (2006), мы можем реально ощутить это предчувствие. Буколическая картина спокойной реки, с другого берега которой машет дева, а за ней следит странник-смерть – тот же драйв или, скорее, преддрайв, предстарт. Мгновение, эпизод перед тем, как замершие на миг шестеренки мирового механизма скрипнут и начнут крутиться, смешивая время, закручивая в воронку события, от которых не уйти. Смерть заберет. Но куда? Ведь герой Алексея Цветкова в этом плане – беспристрастен. Здесь есть только два цветовых решения из всего спектра возможных выборов – черное и белое. Белое – жизнь. Черное – смерть. Порог, за которым несуществование. Там «только химия гложет время за слоем слой». Автор практически не фантазирует на тему того, что будет за пределами физического тела. Все, что есть, – образы, метафоры – подчинено жизни. Это – конфликт, который заключается в том, что человек, умеющий различать все пласты мира, не может смириться с тем, что жизнь ограниченна, а смерть – неподвластна силе человеческого разума:

в чреве часовни монах воздевает
руки
с детства боится и молится
богу-буке
нет ему бога и вся эта жизнь
ничья
деве уже не пересечь ручья

Бог в стихах Алексея Цветкова – именно человеческий Бог – это некий деревянный идол, поставленный во дворе. Это – нечто, не обладающее действительной силой управлять событиями мира. Реакция поэта абсолютно понятна. Гибнут люди в метро на станции «Пушкинская», гибнут дети в бесланской школе – этим все сказано. За детей автор не простит Бога, потому что – дети. В стихотворении-отклике на страшные события в Беслане автор пишет:

опустили всю страну
поступили как сказали
потный раб принес к столу
блюдо с детскими глазами
звонче музыка играй
ободряй забаву зверю
если есть кому-то рай
я теперь в него не верю
со святыми не пойду
соглашаюсь жить в аду

Жутко? Так вот это и есть она – правда, не прикрытая никакой политкорректностью. Та правда, которая попадает на язык в виде очень горькой субстанции и которую трудно проглотить с улыбкой.

Как я упоминала выше, в стихах Алексея Цветкова много Америки. Она собрана из секундных клипов – бешеная, стремительная. На фоне этих быстро сменяющих друг друга картин автор – та точка, от которой расходятся его жизненные меридианы.

В книге «Шекспир отдыхает» есть эпиграф из Ницше: «Вот мои звери, – сказал Заратустра, и возрадовалось его сердце. – Самое гордое животное под солнцем и самое мудрое животное под солнцем». Ницшеанский сверхчеловек мелькнет здесь только призрачной аурой, а мудрость и гордость земного существа, которые зиждутся на собственном опыте и свидетельстве многих событий нашего времени, останутся в стихах – этих и тех, которые вошли в следующие книги автора. Нам, молодому поколению пишущих и читающих, остается – видеть, останавливаться и вслушиваться в трудный слог автора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1150
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
895
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1076
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
710

Другие новости