0
686
Газета Искусство книги Интернет-версия

24.05.2001 00:00:00

Любовь к смерти. Не в этой жизни!

Тэги: Цветков, Воллар, Лукреций


КАЗАЛОСЬ БЫ, в наше динамичное и жизнеутверждающее время, не приспособленное для медитаций и долгих раздумий, вряд ли можно найти людей, которые последовали бы призыву древних - "Думай о смерти!". Тут о насущном-то едва успеваешь подумать, да и потом - слишком уж депрессивно как-то, все равно, что ее желать. Это древние относились к ней не менее трепетно, чем к жизни, а может, и более. Теперь же это, пожалуй, несовременно.

Однако, с другой стороны, смерть всегда притягивала к себе некоторых людей, особенно творческих. Да и простые смертные, что греха таить, не без удовольствия порой зачитывались детективами или готическими романами, где она выступала главным действующим лицом. Но потом, естественно, обо всем забывали.

Оказывается, и сейчас попадаются иногда люди, по-настоящему неравнодушные к смерти. Примером тому - попавшая в мои руки книга "О природе вещей". Однако ее уникальность даже не в том, что она заставляет подумать о смерти, а в том, что сделана она руками художника.

Для тех, кто знаком с творчеством Дмитрия Цветкова, выбор самой темы не вызовет удивления, поскольку она постоянно обыгрывается в его творчестве, но в отличие от своих собратьев по духу, делает он это всегда с большой долей иронии.

Наиболее известны его военные листы в технике офорта и сухой иглы, стилизованные под детские баталии. Вся суть в том, что рисует он свои боевые действия не обычным графическим приемом - штрихом или линией - а иероглифами в форме человечков (таких мы все рисовали в детстве, помните - палка, палка, огуречик┘). Но если нас, детей, хватало на одно или два таких изображения, то у Дмитрия ими заполнен чуть ли не весь лист, а каждый из человечков - не больше миллиметра. Поистине, трудоемкая работа, если учесть, что делается это без лупы. А еще художник испытывает большую страсть ко всякого рода рукоделию: вышивке, бисероплетению и т.д. (Разумеется, все предметы связаны с любимой темой). Это, вероятно, и навело его на создание рукотворной книги, которую можно по праву назвать книгой художника.

По традиции, восходящей еще к изданиям Воллара, книга состоит из несброшюрованных листов, уложенных в папку. Однако материал, из которого изготовлена папка - гофрированный упаковочный картон - думается, не затронет изящного вкуса библиофила, да и не для этого она создавалась (хотя тираж - всего пятнадцать экземпляров, безусловно, привлек бы последнего, но он намеренно не заявлен в книге). Титульный лист гласит, что источником вдохновения послужил трактат Лукреция "О природе вещей". На самом деле взят не весь Лукреций, а лишь места, посвященные смерти, точнее - как надо вести себя, когда умираешь. Книга состоит из 15 листов с рукописным текстом на русском и на латыни, русский перевод наложен сверху на кальке. Текст взят из академического издания. В качестве рисунков выступают все те же человечки на одном листе с текстом, обрамляя его то сверху, то снизу. Несмотря на некоторую намеренную грубость внешней формы, внутри она изящна и хороша, как┘ Впрочем, я не призываю вас полюбить смерть, оставим это право художнику. А вот полюбоваться книгой, сделанной непривычным для нас способом, можно. Резонный вопрос, где? Например, на выставке-ярмарке "АРТ-МОСКВА", или другом мероприятии подобного рода. Тем более что книга, как предмет современного искусства - нечастое явление в нашей жизни, впрочем, как и тема, обыгранная в ней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1917
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2237
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3286
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2446

Другие новости