0
1080
Газета Искусство книги Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

О чем мечталось

Тэги: Добровинский, книги, интервью


- О чем же я могу рассказать? Я сейчас книгой практически не занимаюсь. Графическим дизайном занимаюсь - так, себе в удовольствие. Когда какой-нибудь конкурс или тема интересная, или встречное предложение.

- А книжных встречных предложений вам не делали?

- Нет, не делали. Достойных, интересных - не делали.

- Вы это как-то объясняете? Что это - отсутствие нормальных умных, интеллигентных издателей, которым нужны профессиональные художники?

- Думаю, да. Вот если мы сейчас зайдем в книжный магазин, то, с одной стороны, увидим вроде бы все то, о чем мечталось: книжный рынок весь так специализировался, и полиграфия разноцветная, и бумага заграничная. А с другой стороны - чудовищное зрелище. Похоже на самый мусорный рынок третьих стран. И особенно - дорогие книги, эти как раз и есть самые ужасные. Но я ведь я не сердито это говорю, я считаю, что это естественно, я понимаю, почему так происходит. Сначала должен пройти шок от того, что у тебя на компьютере вместо трех шрифтов - три тысячи, огромный выбор бумаги и прочее в том же роде. А кроме того, приход в профессию огромного количества людей, владеющих компьютерными программами, но в остальном невежественных.

- Но ведь за десять лет можно было чему-то и научиться.

- А зачем? Издатель как раз на их фанфаронство больше клюет, чем на рассуждения о правильной полосе набора или о грамотно сделанном колонтитуле. А сами художники, как раз благодаря своей востребованности, стали ремесленниками. Они загружены, они с утра до ночи клепают вот эти вещи, которые они называют обложками и книжками, и именно поэтому никто из них не занимается искусством книги. Но при этом они и ремесленники не настоящие: настоящие должны воспринимать работу над книгой как единый процесс и всю издательскую работу знать и типографские процессы. А они сделали дискету, отдали, и на этом все кончается.

- Вы много бывали за границей, видели, что там делается; сильно ли мы от них отличаемся?

- Конечно, там тоже есть мусор, но даже это там выглядит более... точно. Разумеется, у них не было такого, как у нас, ужасного провала, когда ничего не было - и вдруг все есть. У них есть традиции. И когда мы пытаемся копировать, то получается вроде бы похоже, но это ведь только кажется. Вот, например, эти наши ужасные пестрые переплеты с картинками на корешках: это же содрано с Запада, но там все это печатается на суперобложках, которые можно снять, или это вообще покетбуки, которые никто не хранит. На полку дома ставят книжку в очень скромном тканевом переплете, с хорошим тиснением - и безо всякого супера; супер - это просто упаковка. А эти целлофанированные переплеты - это дурной гибрид дешевой книжки и дорогой. Потому что не думают о функции книги, о ее цене, не думают о происхождении приема. Даже само знание происхождения приема уже не дает тебе вольно с ним обращаться. Профессионализм художника книги - это самоограничение. Заставить этих людей наизусть выучить Чихольда и без этого не подпускать их к компьютеру. Чтобы идеи появлялись на основе знания, а не - я цитирую Чихольда - "подспудного желания сделать что-то оригинальное". Если есть такое желание - надо заниматься станковыми искусствами.

- А вы не думаете, что с появлением компьютеров Чихольдовские правила должны измениться?

- Это не правила. Это закономерности. На тот факт, что при перелистывании книги правая полоса более заметна, чем левая, компьютер повлиять не может. Колонтитул не должен на каждой странице лезть в глаза и путаться с текстом, независимо от того, руками ты его делаешь или как-то еще. И так далее; это даже не вопросы искусства, это вопросы психологии восприятия текста, это вещь объективная. А вот когда это все соблюдено, вот тогда уже гуляй, как хочешь!

- Мы все время говорим только о типографике; а что вы скажете о других сторонах книжного искусства? Сейчас выходит довольно много книг с картинками, в том числе и для взрослых, не одни только Чебурашки...

- Ужасные Чебурашки! Но в картинках я не эксперт, для меня книга с картинками - это все равно в первую очередь книга. Не Спирин, который рисует картинку саму по себе, а потом вставляет ее в книжку так, что непонятно, что она там делает, а Фаворский, у которого иллюстрация рождалась изначально как элемент книги, а потом уже рисовалась. Я могу говорить об иллюстрациях только с этой точки зрения. Вот, кстати, о Западе, там сейчас есть безумно интересные книги, сделанные как единое действо, и не обязательно за счет картинок, то есть традиционных рисованных иллюстраций. Это могут быть и фотографии, и всякие компьютерные изыски, и вообще бумага - разная по прозрачности, по плотности. Мне кажется, это как раз и есть современная иллюстрация: эмоциональный ряд выстраивается из чего угодно. Конечно, это всегда уникальные книжки, это дело не денежное, тут должны быть какие-то любители, которые хотят рискнуть. Это потребность души художника: может быть, и свои деньги за это выложить, но сделать не просто ремесленную работу, а что-то еще.

- У нас ведь есть такое книгоиздание: литераторы издают свои книжки на свои же деньги, бывает, что и на последние, маленькими тиражами, просто, чтобы издать. Но почему-то поэты такие у нас есть, а художников нет.

- Такие художники все ушли в станковизм.

- Почему?

- Я не знаю, я могу только о себе сказать. В станковизме есть я - и лист, и все, больше никаких посредников. Я пошел, купил лист бумаги за десять рублей, кисточку - и сделал продукт. Я самовыразился. А в книжном деле мою работу изгадят в печати, в переплете; еще с издателем надо объясняться - осточертели мне эти соавторы. В крайнем случае я рукодельную книжку сделаю, в одном экземпляре. Но это тоже станковизм.

- Так очень многие поступают, "книга художника" - это сейчас целый отдельный жанр. Но что же с тиражной книгой будет?

- А вот это ты уже сама выясняй.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1432
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3708
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2088
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2359

Другие новости