0
1908
Газета Искусство книги Интернет-версия

20.06.2002 00:00:00

Авангард, политика и детская книга

Тэги: Штейнер


Евгений Штейнер. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. - М.: Новое литературное обозрение, 2002, 252 с.

Название и подзаголовок этой книги волею художника Евгения Поликашина переплетены, насильственно вдвинуты друг в друга - выделены только разным шрифтом, а на обложке еще и цветом. На титуле активнее выпячен "Авангард и построение нового человека" - предмет социально-исторического исследования, а снаружи - "Искусство... детской книги", материал, избранный для критического анализа. Двойственность задачи, поставленной перед собой автором, выступает таким образом особенно отчетливо. Заметное расхождение между материалом и темой, неадекватность одного другому, не всегда учитываемая автором, определяют методическую нечеткость своеобразно задуманной работы. Но еще большие противоречия скрывает в себе произвольное отождествление проблем социальных ("новый человек" и пути его "построения") с эстетическими: "авангард", при всей неопределенности его границ, явление, без сомнения, чисто художественное. У Штейнера между тем и другим стоит отчетливый знак тождества.

При этом в "авангард" зачисляются едва ли не все сколько-нибудь значительные художники, причастные в 1920-х годах к искусству детской книги, и по признакам нередко второстепенным и внешним. Авангардистами предстают не только сподвижники Владимира Лебедева, без оговорок причисленные к конструктивистам, но и ряд мастеров, проявивших интерес к примитивистским или экспрессионистическим опытам: все участники артели художников "Сегодня"; затем Петр Митурич, Борис Григорьев, Эль Лисицкий - не только в супрематический период его творчества, но и в ранний, отмеченный национально-стилизаторскими тенденциями и влиянием Марка Шагала; Кузьма Петров-Водкин, осмелившийся наклонить вертикальные линии. Наконец, даже Владимир Конашевич (как все же оговаривается автор, "художник из, казалось бы, неконструктивистской команды" - за скупость изображения, отсутствие предметного фона и особенно за непривычную точку зрения, несколько сверху.

Относится Евгений Штейнер к так широко им очерчиваемому авангардизму неоднозначно (чтобы не сказать - противоречиво). Признает, с одной стороны, его новизну, творческую силу, "глубину формальной выразительности", а с другой - предъявляет ему отчетливые идеологические обвинения: в конструировании идеального образа "человека будущего, составленного из стандартных деталей, что и делало конструктивистскую эстетику 20-х годов генетически родственной эстетике социалистического реализма, артикулированной в следующем десятилетии".

В результате именно конструктивизм - главный враг. Упрощая форму, схематизируя, изображая одинаковых человечков без черт лица, метафорически заменяя их типографскими знаками, конструктивисты выполняли определенную идеологическую программу: "Отношение к детям как к человеческому материалу и подготовка детей в качестве кадров строителей коммунизма и предполагали конструктивистский подход к искусству для детей - четкость, гладкость, однотонность, отсутствие психологизма, индивидуального начала".

Художественный язык конструктивистской графики в детской книге подвергнут поэтому беспощадной критике (уже и речи нет о "глубине формальной выразительности"). В композициях, выстроенных из жестко очерченных плоскостных элементов, автор видит в противовес органической слитности графического почерка модерна "разорванность", даже деконструктивность. Доказывается непонятность этих рисунков детям (естественно: ведь новый язык надо еще освоить).

Разумеется, за конструктивистской, в том числе и детской книгой, стояли определенные как художественные, так и тесно с ними связанные жизненные идеи. Не стоит, однако, сводить их к материализации примитивных партийных лозунгов тоталитарного государства. Они были все-таки умнее, тоньше и глубже и имели - при всей неприемлемости для нас теперь многих из них - определенные внутренние резоны. Отсюда - художественная цельность и графическая острота классических уже работ лучших мастеров двадцатых годов - Лисицкого, Лебедева, Цехановского, Чичаговых, которых как-то сквозь зубы, но все-таки признает вовсе не лишенный чуткости к графическому языку Евгений Штейнер, автор достаточно опытный, критик, востоковед, историк искусства...

К сожалению, увлечение чисто идеологической критикой нечувствительно уводит его от изучения искусства именно как искусства, мешает выделять из моря приспособленческой халтуры принципиальные и качественные работы серьезных мастеров. И потому в последней части своей работы, посвященной сквозным темам детской производственной книги, он занимается не столько даже рисунками (не всегда имеющими хотя бы отдаленное отношение к теме авангарда), сколько курьезными текстами расхожей массовки тех лет.

В заключение не могу не отметить досадной небрежности в приводимых в конце книги сведениях о художниках: имя ведущего мастера советской детской книги - Владимир Васильевич Лебедев, а не Владимир Владимирович.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1150
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
895
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1076
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
709

Другие новости