0
10927
Газета Культ и культура Интернет-версия

19.09.2023 16:54:00

Святое недовольство Николая Лескова

Писатель стремился к «добропостроенности» вслед за своими персонажами

Алла Новикова-Строганова

Об авторе: Алла Анатольевна Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор.

Тэги: православие, традиция, история, россия, литература, культура, николай лесков, воспоминания, вера, общество, государство


16-12-1480.jpg
Николай Лесков страдал от цензуры,
не терпевшей живого слова проповеди
ни в литературе, ни в храме. 
Фото Н.А. Чеснокова. 1892
Главный герой романа Николая Лескова «Соборяне», протоиерей Савелий Туберозов, по признанию автора, списан с натуры, с его деда – священника Димитрия Лескова. «Из записок моего деда» – также указал писатель в подзаголовке самого первого своего рассказа «Погасшее дело». Дед Николая Лескова умер еще до рождения внука, но будущий писатель знал о нем от отца и от тетки Пелагеи Дмитриевны: «Всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова» – и воплотил в первом литературном опыте некоторые его черты. На прототип центрального героя «Собо­рян» Лесков прямо указал в «Автобиографической заметке»: «Из рассказов тетки я почерпнул первые идеи для написанного мною романа «Соборяне», где в лице протоиерея Савелия Туберо­зова старался изобразить моего деда, который, однако, на самом деле был гораздо проще Савелия, но напоминал его по характеру».

Дневник Туберозова «Демикотоновая книга» открыва­ется датой 4 февраля 1831 года. Это день рукоположения Савелия в священнический сан: «По рукоположении меня 4-го февраля 1831 года преосвященным Гавриилом в иерея получил я от него сию книгу в подарок за мое доброе прохождение семинар­ских наук и за поведение». «За первою надписью, совершенною в первый день иерейства Туберозова, была вторая: «Проповедовал впервые в соборе после архиерейского служения».

Важно заметить, что начало глубоко личных дневниковых записей Савелия, раскрывающих характер героя изнутри, совпадает с датой рождения Николая Семеновича Лескова – 4 февраля 1831 года. Таким образом, писатель биографически включает себя самого в заветный текст дневника своего героя, являет родственную и духовную сопричастность мятежному протопопу, наделенному даром вдохновенной, пламенной проповеди. Вослед за своим героем Лесков мог бы сказать и о себе самом словами дневника Савелия Туберозова: «Прости, Вседержитель, мою гордыню, но я не могу с холодностию бесстрастною совершать дело проповеди. Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия; мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать, священное беспокойство; душа трепещет и горит, и слово падает из уст, как угль горящий». Этот герой прямо вырастает во вселенский образ пушкинского пророка, у которого трепетное сердце превратилось в «угль, пылающий огнем».

16-12-2480.jpg
Герои «Соборян» запечатлены в скульптурной
группе, установленной в Орле, на родине
писателя. 
Фото Георгия Шпикалова/PhotoXPress.ru
«Вольномысленный поп» Савелий Туберозов вызывает неудовольствие властей и даже попадает под негласный надзор. Он записывает в свой дневник: «Не инако думаю, как городничему поручен за мною особый надзор. окропил себя святою водой от врага и соглядатая». Высокопоставленные чиновники в России с высокомерием относились к православному духовенству. Так, в «Соборянах» протоиерей Савелий в дневниковой записи указал, что губернатор, «яко немец, соблюдая амбицию своего Лютера, русского попа к себе не допустил, отрядил меня для собеседования о сем к правителю. Сей же правитель, поляк, не по-владычнему дело сие рассмотреть изволил, а напустился на меня с криком и рыканием». Затем последовали репрессивные меры: «Я отрешен от благочиния и чуть не отвержен сана». Далее Туберозов «с подробностью» излагает повесть своего столкновения с губернатором. Сановник в этом споре предстает как «басурманин-супостат» – недруг русского народа. Зато фигура неустрашимого протоиерея вырастает во всей духовной мощи. Уездный священник отважно вступился за Николая Чудотворца – любимейшего на Руси святого, память о котором дерзко оскорбил губернатор.

Лесков, как и его герой – бесстрашный протопоп, страдал от преследований цензуры, не терпевшей свободного, живого, правдивого слова проповеди ни в литературе, ни в храме. Но, говорит автор устами своего героя, «в душе моей есть свой закон цензуры!.. А они требуют, чтоб я вместо живой речи, направляемой от души к душе, делал риторические упражнения Нет, я против сего бунтлив, и лучше сомкнитесь вы, мои нельстивые уста, и смолкни ты, мое бесхитростное слово, но я из-под неволи не проповедник».

Недюжинный характер Савелия отличается исключительным своеобразием: «В особе сей целое море пространное всякой своеобычливости». Во многом похожим на него был и Николай Лесков. До последних лет своих, «уже пережившим за шестой десяток жизни», он «сохранял весь пыл сердца и всю энергию молодости».

Жизненный и творческий путь Лескова позволяет взглянуть на него не только как на творца произведений, но и как на творца самого себя, непрестанно работаю­щего над духовным возрастанием своей личности, обновлением в себе «внутреннего человека». Уже на склоне лет в письме к литературному критику Михаилу Протопопову от 23 декабря 1891 года Лесков размышлял: «Я не знал: чей я? «Хорошо прочитанное Евангелие» мне это уяснило, и я тотчас же вернулся к свободным чувствам и влечениям моего детства… Я блуждал, и воротился, и стал сам собою – тем, что я есмь».

Он писал редактору и издателю газеты «Новое время» Алексею Суворину – своему «коварному, но милому благоприятелю»-предпринимателю: «Я все работал и ни у кого ничего не сволок и не зажилил. Я предпочел остаться честным человеком, и меня никто не может уличить в бесчестном поступке. Слава Божию милосердию, сохранившему меня от диавола Довольно и того, что я остался для знающих меня добропостроенным и честным человеком».

Совестливость, честность, прямодушие, «добропостроенность» – редкостные качества в «каверзливое время», когда, по свидетельству Лескова, жить «очень тяжело, и что ни день, то становится еще тяжелее. «Зверство» и «дикость» растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества». Но именно незаурядные душевные качества, христианская совесть и честь помогали замечательному художнику русского слова совершать его писательский подвиг в эпоху «настоящего лукавого века» (Гал. 1: 4).

Некоторыми чертами характера – прямотой, независимостью, честностью, неподкупностью, бессребреничеством – писатель пошел не только в деда, но и в своего отца Семена Дмитриевича Лескова. В «Автобиографической заметке» Лесков вспоминал, что его отец «имел ка­кое-то неприятное столкновение с губернатором остался без места как «человек крутой»… Тогда мы оставили наш орловский домик, помещавшийся на 3-й Дворян­ской улице». Семья Лесковых вынуждена была перебраться из губернского Орла в уездное захолустье – на Панин хутор Кромского уезда. Здесь началось познание будущим писателем русской жизни и русского человека «в самую глубь». Лесков воплотил в своих героях с их речью, мироощущением, душевными порывами все существенные особенности национального характера.

Писатель-подвижник страстно и настойчиво искал истину. В 1892 году, обращаясь к своему приемному сыну Борису Бубнову, Лесков оставил завет не успокаиваться на пути постижения истины, служить ей верой и правдой: «Кто ищет – тот найдет. Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя томит и мучит «святое недовольство».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Этому поколению было что рассказать о войне

Этому поколению было что рассказать о войне

Ирина Осинцова

Бабушка руководила лабораторией по извлечению питательных веществ из "бадаевского продукта"

0
467
Что представляет собой политический Восток?

Что представляет собой политический Восток?

Ричард Саква

В основе объединения государств, защищающих суверенный интернационализм, лежит китайско-российское сближение

0
484
Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Виктор Александров

Французский дирижер – об опыте работы в России

0
500
Константин Ремчуков. Пятая инаугурация Владимира Путина – от слов к доминирующим интерпретациям

Константин Ремчуков. Пятая инаугурация Владимира Путина – от слов к доминирующим интерпретациям

Константин Ремчуков

Как ни странно, именно сегодня перед президентом стоят самые серьезные вызовы

0
2201

Другие новости