0
1593
Газета В царстве Кесаря Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Кому они доверяют?

Тэги: социологический, опрос, население


О СВОЕЙ мировоззренческой ориентации респонденты распределились следующим образом: к верующим в Бога отнесли себя 43,4% опрошенных; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразличные к религии) заявили 28,6%; колебания между верой и неверием характерны для 23,9%; вера в сверхъестественные силы свойственна 3,9%. Помимо общей мировоззренческой ориентации выявлена и конкретная конфессиональная принадлежность. Свыше половины респондентов (55,9%) отнесли себя к последователям православия; 2,9% - к приверженцам ислама. Принадлежность к другим конфессиям отметили 1,7% опрошенных, а 6,6% заявили о своей внеконфессиональной религиозности.

Обращает на себя внимание явление, фиксируемое также предыдущими опросами, когда доля респондентов, заявивших о своей конфессиональной и внеконфессиональной религиозности (67,1%), оказывается существенно выше удельного веса верующих в Бога (43,4%). В данном случае имеет место конфессиональная самоидентификация не столько по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшимися под воздействием той или иной конфессии.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ

Говоря о гендерных характеристиках респондентов, можно отметить, что при незначительном преобладании женщин в их общей совокупности (55,8%) в группе верующих в Бога женский контингент (68,4%) более чем вдвое превышает мужской (31,6%). Напротив, в группе неверующих мужской контингент (65,9%) почти вдвое превышает женский (34,1%).

Среди конфессиональных групп женщины явно доминируют в православной (66,7%), тогда как в мусульманской отмечается некоторое превышение доли мужчин (52%). Преобладание мужского контингента наблюдается и среди внеконфессионально религиозных (52,6%).

Характеризуя возрастные различия респондентов, следует отметить сохраняющуюся тенденцию к "омоложению" религиозности, которая наиболее отчетливо проявляется на примере самой младшей возрастной категории: лица до 21 года среди верующих в Бога составляют 6,3%, тогда как в общей совокупности респондентов - 5,3%, а среди неверующих - всего 3,3%. Тем самым можно прогнозировать рост контингента молодых верующих прежде всего за счет лиц, вступивших в сознательную жизнь в самые последние годы.

У представителей молодежи более старших возрастных категорий ситуация несколько иная: лица 22-30 лет в группе верующих в Бога составляют 15,8%, тогда как среди всех респондентов - 18,6%, а среди неверующих - 18,9%. В данном случае речь идет о тех, чья социализация пришлась на время последнего десятилетия. Именно в этот период в России под влиянием созданного уродливого рыночно-криминального общества сформировалась мощная молодежная субкультура, основанная на ценностях потребительско-гедонистического характера ("бери от жизни все"), навязываемая подрастающему поколению посредством агрессивной рекламы через печатные и электронные СМИ.

В то же время молодым людям, избравшим иную ценностную ориентацию, в частности религиозную, грозит выпадение из молодежной среды "поколения пепси". Между тем отторжение миром сверстников в юном возрасте многими воспринимается весьма болезненно, а потому значительная часть молодых людей, стремясь "не отстать от жизни", предпочитает следовать общим стереотипам. Глубокий мировоззренческий кризис современного российского общества наглядно проявляется в том, что удельный вес представителей самой младшей возрастной категории (до 21 года) среди верующих в сверхъестественные силы (10,3%) в 1,6 раза выше их доли среди верующих в Бога и в 3 раза превышает их процент среди неверующих.

Хотя удельный вес приверженцев сверхъестественных сил в общей совокупности респондентов весьма невелик (3,9%), преобладание в данной группе молодежи не может не настораживать. Увлечение молодых людей магией и оккультизмом, столь характерное для кризисных периодов общественного развития, создает питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений.

При сравнении возрастного состава православных, мусульман и внеконфессионально религиозных можно отметить, что удельный вес молодых людей (до 40 лет) в мусульманской группе (48,4%) существенно выше, чем в православной (39,2%). Однако наиболее высок он у внеконфессионально религиозных (63%), что подтверждает вышеприведенные выводы: имея потребность в религиозной вере, часть молодых людей не заявляет о своей конфессиональной принадлежности из-за опасений прослыть среди окружающих "блаженными" и "неотмирными".

В целом же можно отметить: у части молодых людей религиозный поиск не носит институционально оформленного характера, что также создает питательную почву для псевдорелигиозных спекуляций.

Распределение респондентов по уровню образования дает следующую картину. В целом по совокупности опрошенных 11,6% составляют лица с неполным средним образованием; 51,3% - с полным средним; 37,1% - с высшим и незаконченным высшим. При этом наименее образованные имеют наибольший удельный вес в группе верующих в Бога (14,7%), тогда как среди неверующих их 10,1%, среди колеблющихся - 9,1%, а среди верующих в сверхъестественные силы - всего 2,9%.

Наиболее образованные респонденты (лица с высшим и незаконченным высшим образованием) также преобладают в группе верующих в сверхъестественные силы (42,7%), тогда как у неверующих их 39,2%, у колеблющихся - 37,7%, а у верующих в Бога - 34,6%.

Более высокий образовательный уровень в группе верующих в сверхъестественные силы (где, как отмечено выше, преобладают молодые люди) свидетельствует о том, что нередко разного рода оккультные и мистические учения находят приверженцев среди высокообразованных людей, пребывающих в состоянии мировоззренческого кризиса.

При сравнении образовательного уровня различных конфессиональных групп выясняется, что самыми образованными являются лица внеконфессиональной религиозной ориентации, где 91,4% респондентов со средним и высшим (полным и незаконченным) образованием, тогда как с неполным средним - всего 8,6%. Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования, заявивших о своей религиозной мировоззренческой ориентации, более характерна институционально неоформленная религиозность, нежели следование традиционным российским конфессиям.

Дополнительные грани социально-демографической характеристики современного верующего раскрывает анализ распределения респондентов по уровню материального обеспечения. В общей совокупности опрошенных наибольший удельный вес составляют низкообеспеченные (включая живущих за чертой бедности) - 70,7%; среднеобеспеченные насчитывают 23,7%; высокообеспеченные - 0,2%.

Материальный уровень верующих в Бога и неверующих довольно близок: высокообеспеченных в первой группе - 0,1%, во второй они отсутствуют; среднеобеспеченных соответственно 23,8 и 22,3%; низкообеспеченных - 55,5 и 56,6%; живущих за чертой бедности - по 15,5%. Примечательно, что общий процент низкообеспеченных и живущих за чертой бедности в группе неверующих (72,1%) даже несколько выше, чем у верующих в Бога (71%). Это опровергает широко распространенное мнение, будто религиозная вера - исключительно удел бедных.

Наиболее высок материальный уровень верующих в сверхъестественные силы. Высокообеспеченные лица составляют среди них 2,9% (в других группах это едва заметная величина), что более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель у всей совокупности респондентов.

При сравнении материального уровня респондентов в конфессиональном разрезе можно отметить более высокую материальную обеспеченность внеконфессионально-религиозной группы. Высокообеспеченные составляют здесь 0,9% (у православных - 0,3%, у мусульман они отсутствуют), среднеобеспеченные - 30,2% (у православных - 23,5%, у мусульман - 10%), низкообеспеченные, включая живущих за чертой бедности, - 59,5% (у православных - 71,4%, у мусульман - 78%).Таким образом, материальный уровень последователей традиционных конфессий несколько ниже, причем мусульман характеризует относительно большая бедность.

Итак, анализ социально-демографической характеристики верующих респондентов в сравнении с другими мировоззренческими группами позволяет сделать следующие основные выводы.

Среди верующих в Бога превалируют женщины, а также довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем у других мировоззренческих групп.

Распределение верующих в Бога по сферам трудовой деятельности и уровень их материального обеспечения в целом практически не отличаются от неверующих и колеблющихся между верой и неверием.

Социально-демографические характеристики православной группы в целом близки всей совокупности респондентов, тогда как мусульмане имеют определенные отличия: преобладание мужчин, больший процент молодежи, более низкий образовательный и материальный уровень, предпочтение трудовой деятельности, не требующей высокой производственной квалификации (кооперативные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность).

Среди мировоззренческих групп более выигрышными социально-демографическими показателями характеризуются верующие в сверхъестественные силы: абсолютное преобладание лиц молодого возраста, высокий образовательный и материальный уровень, существенно большая доля в наиболее престижных и хорошо оплачиваемых сферах трудовой деятельности (акционерные и частные предприятия).

В конфессиональном разрезе аналогичными характеристиками (хотя и менее ярко выраженными) обладает группа внеконфессионально религиозных лиц.

Таким образом, опрос позволяет определить, что самые социально и профессионально активные группы современного российского общества характеризуются наибольшей степенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это создает предпосылки распространения в их среде деструктивных идеологий как внерелигиозного, так и квазирелигиозного характера.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ

С целью выявления политических предпочтений респондентам были заданы вопросы об их отношении к пяти основным идейно-политическим течениям современной России, исповедующим идеологии радикальных рыночных реформ, самостоятельного "русского пути" развития, коммунистическую, социал-демократическую и центристскую, а также к шести ведущим партиям и избирательным объединениям (КПРФ, "Единству", "Отечеству - Вся Россия", "Союзу правых сил", "ЯБЛОКУ" и Блоку Жириновского), действующим на политической сцене.

Наибольший удельный вес как в целом (54,4%), так и во всех мировоззренческих группах (от 55,7% верующих в Бога до 52,2% неверующих), составили респонденты, которые не высказали своего предпочтения ни одному из вышеперечисленных идейно-политических течений.

Из числа названных в опросных листах идейно-политических течений наибольший процент сторонников (14,2%) имеет доктрина самостоятельного "русского пути" общественного развития, которая популярна среди всех мировоззренческих групп. В ее пользу высказались 16,1% верующих в Бога, 14,7% верующих в сверхъестественные силы и 13,4% колеблющихся между верой и неверием, причем все эти категории опрошенных выдвинули идею "русского пути" на первое место. Только неверующие оставили ее второй (12,3%), отдав наибольшее предпочтение коммунистической идеологии.

Коммунистическая идеология вышла на второе место среди идейно-политических предпочтений всех респондентов (12,9%). Однако отношение к ней в различных мировоззренческих группах заметно отличается: если неверующие поставили ее на первое место (16,7%), то верующие в Бога - на второе (13%), колеблющиеся - на третье (9,1%), а верующие в сверхъестественные силы - на последнее пятое (5,9%).

Третье место по популярности в общей совокупности респондентов занимает идея центризма, за которую высказались 9,4% опрошенных. При этом колеблющиеся и верующие в сверхъестественные силы поставили ее на второе место (соответственно 12,6 и 8,8%), а верующие в Бога и неверующие - на третье (соответственно 8 и 8,7%).

Приверженцы радикальных рыночных реформ составляют среди всех опрошенных всего 4,4%. Относительно популярна подобная доктрина лишь в группе верующих в сверхъестественные силы (8,8%), где она делит второе-третье места с идеей центризма.

Наименее популярна среди других идеологических доктрин социалистическая и социал-демократическая идеология, которой отдали предпочтение 3,7% респондентов. Лишь у верующих в сверхъестественные силы она занимает по популярности четвертое место (7,4%), тогда как во всех остальных мировоззренческих группах доля ее сторонников самая низкая.

Столь малая привлекательность данного идейно-политического течения, по всей вероятности, связана с тем, что ту идейную нишу, на которую оно претендует, прочно занимает коммунистическая идеология.

Конкретизируют и дополняют идейно-политические предпочтения респондентов данные, характеризующие их отношение к ведущим политическим партиям и избирательным объединениям.

Практически каждый пятый респондент (20,1%) заявил о своем неучастии в выборах, причем во всех мировоззренческих группах данный процент весьма близок, составляя от 21,6% у неверующих до 18,2% у колеблющихся. Приблизительно каждый седьмой опрошенный (15,6%) голосует на выборах против всех избирательных объединений. Наиболее высок удельный вес такого рода избирателей среди верующих в Бога (16,8%); в остальных мировоззренческих группах он составляет 14,6-14,7%.

Интересно отметить, что удельный вес индифферентных к идейно-политическим течениям и доля безразличных к избирательным блокам не совпадают: от 18 до 20% в разных мировоззренческих группах, не являясь сторонниками каких-либо идейно-политических течений, все же отдают на выборах предпочтение тому или иному избирательному объединению или политической партии.

Лидером по популярности среди всей совокупности респондентов является КПРФ, за которую голосуют 18,8% опрошенных. Вместе с тем лишь неверующие безоговорочно поставили ее на первое место (23,1%), тогда как в группах верующих в Бога и колеблющихся Компартия находится на втором месте (соответственно 18,2 и 15,8%), а среди верующих в сверхъестественные силы - на третьем (8,8%).

Примечательно, что как в целом, так и во всех мировоззренческих группах процент голосующих за КПРФ значительно превышает удельный вес сторонников коммунистической идеологии. Отсюда можно предположить, что на выборах коммунистов поддерживают также избиратели, придерживающиеся социалистических и социал-демократических взглядов и, учитывая патриотическую риторику нынешних лидеров КПРФ, некоторые приверженцы "русского пути".

Избирательный блок "Единство" находится в общей совокупности респондентов на втором месте (17,3%). Он безусловно лидирует в группах колеблющихся (19,3%), верующих в Бога (18,6%) и в сверхъестественные силы (17,6%), а среди неверующих занимает второе место (14%).

Третье место принадлежит избирательному объединению "Отечество - Вся Россия", которое поддерживают 8% всех респондентов. Наибольшая поддержка ОВР наблюдается среди верующих в Бога (9,2%) и колеблющихся (8,8%).

Четвертое место занимает "Союз правых сил", пользующийся симпатией 7,2% опрошенных. Лишь в группе верующих в сверхъестественные силы СПС занимает второе место (16,2%).

Объединение "ЯБЛОКО", находящееся на предпоследнем месте (6,4%), несколько более популярно среди колеблющихся (8,1%) и неверующих (7,2%).

Наименьшей популярностью среди респондентов пользуется Блок Жириновского, за который голосуют 2,6% опрошенных. Лишь среди верующих в сверхъестественные силы "жириновцы" набирают 7,7% сторонников. В остальных же мировоззренческих группах их удельный вес не превышает 3%.

Таким образом, в трех самых крупных мировоззренческих группах респондентов, где наибольший удельный вес составляют приверженцы самостоятельного "русского пути", коммунистической идеологии и центристской доктрины, первые два места по избирательным предпочтениям занимают "Единство" и КПРФ. Причем блок "Единство", как уже говорилось, выходит на первое место среди верующих в Бога и колеблющихся, лишь в группе неверующих уступая лидерство коммунистам.

Успех избирательного объединения "Единство" объясняется прежде всего тем, что в глазах избирателей оно связывается с проведением в жизнь идеологии самостоятельного "русского пути" и центризма, которые, как отмечалось выше, являются наиболее предпочтительными среди респондентов всех мировоззренческих групп.

Отличительные электоральные особенности имеет группа верующих в сверхъестественные силы, где центристские партии в сумме тоже набирают наибольшую долю голосов (23,5%), но вместе с тем очень солидную поддержку имеет СПС, отстаивающий идеологию радикальных рыночных реформ. Это можно объяснить присутствием в данной группе большого удельного веса молодежи и лиц с высоким уровнем материального обеспечения. В то же время процент симпатизирующих КПРФ здесь вдвое ниже, чем у верующих в Бога и колеблющихся, и почти втрое меньше, чем у неверующих.

Как и идейно-политические предпочтения православных и мусульман, их избирательные симпатии также имеют существенные отличия. Среди православных лидирует "Единство" (19,5%), на втором месте находится КПРФ (18,2%), далее идут ОВР (9,5%), СПС (6,7%), "ЯБЛОКО" (5,3%) и Блок Жириновского (2,9%). В мусульманской же группе безоговорочным лидером является КПРФ, которую поддерживают 38%. Это превосходит удельный вес следующих за Компартией избирательных объединений - "Единства" (12%), ОВР (10%), СПС (8%) и Блока Жириновского (2%), вместе взятых, причем приверженцы "ЯБЛОКА" среди мусульман отсутствуют.

Учитывая то обстоятельство, что доля мусульман, не поддерживающих ни одно из существующих идейно-политических течений, достигает 64%, можно предположить, что весьма значительная их часть, голосующая за коммунистов, составляет протестный электорат.

СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ

К ОРГАНАМ ВЛАСТИ

И ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНСТИТУТАМ

Наибольшим доверием во всех мировоззренческих категориях опрошенных пользуется президент РФ (61,6%), которому доверяют 65% верующих в Бога, 59,7% неверующих, 59,2% колеблющихся и 55,9% верующих в сверхъестественные силы.

Вторым по степени доверия государственным институтом у верующих в сверхъестественные силы, неверующих и колеблющихся являются Вооруженные силы (47,5%). У верующих в Бога они уступают религиозным организациям, однако удельный вес доверяющих армии в этой мировоззренческой группе (50,8%) превосходит аналогичный показатель у неверующих (47,9%), колеблющихся (42,5%) и верующих в сверхъестественные силы (36,8%).

Среди других государственных и общественных институтов, пользующихся высокой степенью доверия, можно назвать: у верующих в Бога - правительство РФ (32,4%) и органы госбезопасности (29,9%); у колеблющихся - правительство РФ (27,9%) и электронные СМИ (24,3%); у верующих в сверхъестественные силы - электронные и печатные СМИ (соответственно 32,4 и 26,5%); у неверующих - правительство РФ (27,5%) и органы госбезопасности (26,3%).

Наименьшее доверие вызывают политические партии и объединения, занявшие или разделившие последнее место у всех категорий респондентов, а также Государственная Дума, которая оказалась на предпоследнем месте во всех мировоззренческих группах, кроме неверующих.

В целом можно отметить, что степень доверия почти ко всем государственным и общественным институтам у верующих в Бога несколько выше, чем у остальных мировоззренческих групп. Исключение составляют лишь электронные и печатные СМИ, которым больше доверяют верующие в сверхъестественные силы.

Уровень доверия к государственным и общественным институтам в группах последователей ислама и православия в большинстве своем совпадает. Представители обеих конфессиональных общностей на первое место ставят президента РФ, на второе - Вооруженные силы, на третье - религиозные организации, на четвертое - правительство РФ.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процент доверяющих большинству государственных и общественных институтов в мусульманской среде значительно ниже: если президенту РФ доверяют 64,8% православных, то мусульман - 52%; Вооруженным силам - соответственно 49,7 и 46%; правительству РФ - 31,2 и 24%; органам госбезопасности - 27,9 и 22%.

Анализ политических предпочтений современных верующих, а также степени их доверия к органам власти и общественным институтам позволяет отметить следующее.

Политические предпочтения и уровень доверия к государственным и общественным институтам верующих в Бога близки аналогичным характеристикам российского общества в целом. Отличия можно видеть в большей популярности идеологии "русского пути" и соответствующих электоральных предпочтениях, а также в большей "государственнической" направленности доверия названным социальным институтам. Наименее популярна среди верующих в Бога реформаторская "рыночная" идеология и связанные с ней политические объединения.

Политические предпочтения последователей православия практически такие же, как и у большинства остальных респондентов, а приверженцы ислама отличаются большей идейно-политической индифферентностью, значительно большей долей сторонников коммунистической идеологии и соответствующими избирательными предпочтениями, меньшим уровнем доверия к государственным и общественным институтам. Если к этому добавить более низкий образовательный и материальный уровень мусульманской группы, больший удельный вес в ней лиц мужского пола и представителей молодых возрастных категорий, то можно прогнозировать здесь высокую степень социального неблагополучия, в частности возможность усиления политического и религиозного экстремизма.

ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ

К РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

В общей совокупности респондентов религиозные организации занимают по степени доверия третье место после президента РФ и Вооруженных сил. Этому общественному институту доверяют 32,5% опрошенных, причем в различных мировоззренческих группах удельный вес доверяющих религиозным организациям существенно различается.

Наибольшим доверием они пользуются у верующих в Бога (53,9%), где выходят по данному показателю на второе место. Однако у колеблющихся и верующих в сверхъестественные силы процент доверия религиозным организациям ниже более чем вдвое (соответственно 22 и 22,1%), и они занимают лишь 5-6-е места. Самая же низкая степень доверия к религиозным организациям наблюдается в группе неверующих (10,4%), у которых они находятся на предпоследнем месте, опережая лишь политические партии и объединения.

Если рассмотреть уровень доверия к религиозным организациям в конфессиональном разрезе, то выясняется, что как у православных, так и у мусульман, они занимают третье место, причем процент доверяющих религиозным организациям в мусульманской группе (38%) ниже, чем в православной (45,6%). Еще ниже данный показатель во внеконфессионально-религиозной группе (23,3%), где религиозные организации находятся по степени доверия лишь на седьмом месте, уступая не только президенту РФ и Вооруженным силам, но и правительству, печатным и электронным СМИ, а также органам госбезопасности.

Чем можно объяснить не слишком высокий уровень доверия к религиозным организациям не только у неверующей, но даже у верующей части населения? Видимо, здесь имеется ряд причин. На протяжении всего советского периода Церковь оказывалась гонимой, а потому полностью отстраненной от решения социальных задач. В настоящее время, несмотря на отсутствие прежнего административного давления, Церковь как общественный институт все еще остается пассивной. Здесь следует также учесть, что не все респонденты, относящие себя к той или иной конфессиональной группе, являются верующими по своей мировоззренческой ориентации. Сказывается и ущерб, наносимый репутации религиозных организаций неблаговидными действиями некоторых священнослужителей.

Одновременно подчеркнутая близость церковного руководства и представителей власти вызывает негативную реакцию и у многих православных верующих. Ведь именно с находившимися в последнее десятилетие у власти "реформаторами" они ассоциируют внедрение в российское общество ценностных ориентиров, прямо противоположных основополагающим ценностям не только православия, но и других традиционных для России конфессий.

В целом можно сказать, что проведенный опрос выявил относительно невысокий уровень доверия российского общества к существующим в стране религиозным организациям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1156
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
589
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3236
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2546

Другие новости