0
3261
Газета Люди и положения Интернет-версия

06.09.2013 11:47:00

От мечты к звездной пыли

Тэги: выставка, художники, живопись, милан


выставка, художники, живопись, милан В серии «Мифы» герои комиксов соседствуют с историческими личностями. Фото с сайта Museo del Novоcento

В Палаццо Реале проходит выставка «Модильяни, Сутин и проклятые художники». Впервые в Милане представлены картины Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Сюзанны Валадон, Жанны Эбютерн, Мориса Утрилло, Андре Дерена, Моисея Кислинга и других мастеров из собрания французского коллекционера Йонаса Неттера. Более 120 работ рассказывают о жизни художников парижской школы на Монпарнасе в начале XX века. Амадео Модильяни прибыл в Париж в 1906 году, чувствуя, что это было место, где он сможет «спасти свою мечту». Он поселился на Монпарнасе, в этом особом квартале Парижа, где на тот момент жили не только художники, но и знаменитые писатели: Эрнест Хэмингуэй, Генри Миллер, интеллектуалы: драматург Альфред Жарри и Жан Кокто, политические беженцы Лев Троцкий и Владимир Ленин. На Монпарнасе царила богемная атмосфера, в местных барах и ресторанчиках беседовали о политике и искусстве, а задушевные встречи зачастую заканчивались драками. Художники жили довольно бедно, но вера в счастливое будущее своего искусства давала силу Модильяни и его спутникам, чтобы двигаться вперед, несмотря ни на что. Куратор выставки Марк Рестеллини так говорит о художниках той эпохи: «Их мятущиеся души выражали себя с помощью живописи, которая питалась их отчаянием. В конце концов, их искусство не было польским, болгарским, итальянским, русским или французским, а абсолютно оригинальным, в Париже они нашли свои особенные средства выражения, с помощью которых смогли передать свое видение, чувства и мечты. Эти годы были годами эмансипации и потрясений, подобных которым было немного в истории искусства. Везде в Европе продолжалась эстетическая революция, послужившая прелюдией для эволюции морали. И это в Париже – в единственном месте на земле, где повстанческое движение имеет право на гражданство. Сначала на Монмартре и Монпарнасе, где эти художники – все евреи – вытянули здесь свой счастливый билет. Евреем был и Йонас Неттер, влюбленный в искусство и живопись, ставший увлеченным коллекционером и проницательным открывателем новых талантов, благодаря встрече с польским арт-дилером и поэтом Леопольдом Зборовским, также евреем по происхождению».

Йонас Неттер познакомился с Амадео Модильяни, Хаимом Сутиным, Морисом Утрилло, Сюзанной Валадон, Моисеем Кислингом, и их искусство очаровало его. Он активно начал помогать художникам, становясь их покровителем и скупая их картины. Без его помощи многие из мастеров не смогли бы попросту выжить. Тяжело больной Амадео Модильяни был вынужден уехать на Лазурный Берег из-за проблем со здоровьем. Йонас Неттер купил у него достаточно полотен для того, чтобы художник смог совершить путешествие и продолжил спокойно творить.
Неттер восторгался оригинальностью творческого стиля Модильяни, он обожал его стилизованные женские лица на длинных конических шеях. На выставке можно увидеть такие знаменитые портреты художника, как «Эльвира с белым воротничком», «Девушка в желтом платье». А также портрет Леопольда Зборовского и портрет Хаима Сутина, выполненный в 1916 году после встречи двух художников и последовавшей за ней крепкой дружбе. Именно Модильяни представил Хаима Сутина Йонасу Неттеру. На выставке представлено около 20 картин Хаима Сутина, среди них: «Мужчина в шляпе», «Красная лестница в Кань». В тот же период коллекционер открывает для себя картины так называемого белого периода Мориса Утрилло, особенно пейзажи, на выставке можно увидеть несколько из них. Йонас Неттер решает защищать этого вечного ребенка, бывшего с детства тяжело больным. Коллекционер был влюблен в его мать – Сюзанну Валадон, талантливую художницу, на выставке также показаны несколько ее произведений.

Восхищаясь представленными картинами, не следует забывать, что в то время, когда полотна увидели свет, они вызывали лишь осуждение и насмешку общества. Поэтому стоит отдать дань интуиции и мужественности Йонаса Неттера, сумевшего увидеть будущее за этими работами и не побоявшегося собирать их.
Другой классик XX века, представитель поп-арта Энди Уорхол, также гостит в Милане. В Музее искусства XX века (Museo del Novocento) проходит выставка под названием «Звездная пыль». Название экспозиция получила не только благодаря тому, что художник часто использовал для своих работ алмазную пыль, но и потому, что мог создать блестящие, бессмертные иконы своего времени. В эту выставку вошли работы мастера 1970-х и 1980-х годов прошлого века. Следуя за его произведениями, выставленными в хронологическом порядке, можно увидеть основные этапы художественного развития стиля Энди Уорхола. Основной акцент дан на серийные принты, лично отретушированные художником. Отсчет идет с работ конца 60-х – начала 70-х годов, таких как,– известный принт с консервными банками супа «Campbell», «Цветы», «Закат», «Виноград и космические фрукты». Специально созданные для открытой продажи, большинство принтов были подготовлены ассистентами художника в его студии, получившей название «Фабрика». Но к каждому выпускаемому принту Уорхол лично добавлял какие-то новые штрихи и детали. Художник однажды заявил: «Моя философия – создавать по принту в день». И так и было на протяжении всех 70-х и 80-х. Энди Уорхол прославился в то время также своими портретами. Он запечатлевал Мохаммеда Али и Мэрилин Монро, делал обложки к журналу «Интервью». О его работах писали в то время: «Его портреты – это не документы настоящего, это иконы, ожидающие своего будущего». Уорхол выбирал известные лица и имена. А в серии работ «Мифы» Уорхол отображал по-настоящему мифические характеры, такие как герои мультфильмов и комиксов, используя ту же технику, размер и композицию, которые он использовал для изображения реальных людей, при котором нет отличий между великими мыслителями и лидерами XX века, включая Зигмунда Фрейда, Альберта Энштейна, Гертруду Стайн, они расположены по соседству с Суперменом, Микки Маусом и Санта Клаусом. Благодаря такому подходу Энди Уорхол делал всех своих героев одинаково привлекательными и одинаково значимыми для истории. n
Ольга Фаши – журналист.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2323
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5151
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости