0
5393
Газета Люди и положения Интернет-версия

13.09.2013 00:01:15

Услышать Вермеера

Катерина Киндем

Об авторе: Катерина Киндем – журналист.

Тэги: лондон, выставка, Вермеер, музыка


лондон, выставка, Вермеер, музыка Во время проведения выставки исполняется старинная барочная музыка. Фото Reuters

В Национальной галерее Лондона проходит выставка «Вермеер и музыка. Искусство любить и наслаждаться жизнью». Несмотря на известное во всем мире имя художника, вынесенное в название выставки и которое, несомненно, привлечет посетителей, основная тема здесь все-таки –  взаимоотношение музыки и живописи, двух искусств, одинаково важных для Голландии XVII века. 

Кураторы постарались раскрыть все многообразие значений, зашифрованных в изобразительных композициях,  и отобрали 25 картин голландских художников. Среди них работы таких прославленных мастеров, как Карел Фабрициус, Ян Стен, Габриэл Метсю, Питер де Хох и, конечно, Ян Вермеер – главная звезда выставки. 

Экспозиция посвящена различным аспектам музыкальной культуры, нашедшим отражение в голландской живописи Золотого века – от эмблематики натюрмортов memento mori до жанровых сцен и групповых портретов музицирующих дам и галантных кавалеров. Наибольшую популярность  музыкальная тематика обрела в картинах, отображающих тонкие любовные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Не случайно представленные на выставке образцы иллюстрированных песенников XVII века были желанным подарком для влюбленных. 

В протестантских Нидерландах музыка была важным элементом жизни, она исполнялась в церкви и в тавернах, во время празднеств и  в семейном кругу. При ограниченном количестве развлечений музицирование стало одним из популярных способов разнообразить свой досуг. Устраивались домашние концерты, под обучение игре на музыкальных инструментах маскировались романтические свидания. Умение петь и играть считалось  важным женским достоинством. Поэтому на многих картинах того времени дамы в тихой задумчивости перебирают струны лютни или клавиши вирджиналя. 

Музыкальные инструменты как символ неуловимости и эфемерности сами часто становились героями полотен голландских мастеров. В аллегорических натюрмортах, так называемых ванитас, они нередко изображались рядом с человеческим черепом,  символизирующим быстротечность и конечность  жизни.

Находкой кураторов стало включение в экспозицию аутентичных музыкальных инструментов. Представленные на выставке лютни и гитары, вирджинали и клавикорды производят на современного зрителя большое впечатление изысканностью и сложностью декоративных элементов, выполненных из перламутра, кости и других ценных материалов. По словам Николаса Пенни, директора Национальной галереи, «экспонирование музыкальных инструментов вместе с произведениями живописи позволило оценить исключительную красоту и художественную ценность этих предметов, многие из которых содержат элементы живописи и скульптуры, как и картины, на которых эти инструменты запечатлены». 

Для тех, кто хотел непременно увидеть Вермеера, количество его работ может показаться огорчительно малым: их всего четыре. Вообще, сохранившихся картин мастера немного – 35, и треть из них  содержит «музыкальные мотивы», именно их и отобрали кураторы.

Два из четырех холстов, принадлежащих кисти великого голландца, – из собрания Национальной галереи: «Дама, сидящая за вирджиналем» и «Дама, стоящая у вирджиналя». Включение двух других работ – «Урок музыки» и  «Гитаристка» – позволило не только расширить зрительный ряд, но и провести технико-технологическое сравнение. Результаты этих сложнейших  исследований в наглядной форме представлены зрителю в специальном разделе «Вермеер и техника».  

Специалисты   также рассмотрели и индивидуальные характеристики используемых живописных материалов. Например, анализ палитры показал, насколько широко Вермеер применял ультрамарин – один из самых дорогих синих пигментов, поставлявшийся в Европу из Афганистана. Несмотря на высокую стоимость минерала, художник использовал его как самостоятельно, так и в сочетании с другими пигментами, достигая желаемых цветовых эффектов и колористической гармонии композиций.

Исследовался и кракелюр – сеть трещин на поверхности картин, возникающих в различных слоях в процессе высыхания. Будучи одним из основных внешних признаков «старой живописи», кракелюр  часто становится предметом пристального изучения не только со стороны исследователей, но и фальсификаторов. Одно из самых громких дел в истории фальсификации произведений искусства в XX веке было связано с именем Хана ван Меегерена, успешно выдававшего свои произведения за работы Вермеера и других мастеров голландской школы.

В рамках выставки «Вермеер и музыка» Национальная галерея продолжила традицию концертов живой музыки, существующую в музее с 1922 года. На этот раз у посетителей есть возможность услышать  оригинальные сочинения голландских композиторов эпохи барокко в исполнении музыкантов лондонской Академии старинной музыки. По мнению хранителя коллекции голландской и фламандской живописи Марджори Вайзман, подобный опыт прослушивания «помог посетителям пережить те же приятные музыкальные ассоциации, которые  возникали у наших предшественников в XVII веке при взгляде на эти незабываемые картины».

Большая часть показанных на выставке картин – из собственного собрания Национальной галереи; они вошли в коллекцию в XIX  веке благодаря волне увлечения Золотым веком голландской живописи в среде европейских коллекционеров.

Лондон

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2254
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5035
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2770
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3193

Другие новости