0
2305
Газета Люди и положения Интернет-версия

17.01.2014 00:01:00

Как менялось восприятие новогодних праздников в XX веке

Тэги: выставка, фото, фотография


выставка, фото, фотография Выставки, связанные с новогодними праздниками, длятся весь январь. Фото автора

В московском арт-центре Vauxhall Center справедливо решили, что почти каждый день в январе – праздник, это и Новый год, и Рождество, и Старый Новый год, а святочная неделя вообще продолжается до 19 января, и организовали выставку «Рождество в царской семье и Новый год в СССР».

До середины 1920-х годов однозначно главенствовало Рождество, которое отмечали в кругу близких родственников, украшая елку, обмениваясь подарками и теплыми пожеланиями. Представители монаршей фамилии помимо семейных традиций выполняли и общественные обязательства: ежегодно устраивали благотворительные балы, посещали елки в лазаретах, домах призрения и манежах подведомственных полков.

Все это запечатлели фотографии, оставили нам многочисленные документы, предметы быта. Но если старинный, так сказать, классический, раздел воспроизводился уже не раз, то отображение Нового года в советское время – несомненная удача выставки. 

«Долой елку!», «Праздник ханжества и обжорства», «Идейное убожество, прикрытое крестом» – с такими заголовками выходило большинство газет 1920-х годов. 

Строки советских газет этого времени можно разбирать на цитаты и восхищаться их агитационной мощью. Вот так просто, всего за 10 лет огромная и страшная сила взяла и перевернула сознание миллионов русских людей. Трудовая агитация и антирелигиозная пропаганда сплелись воедино. Празднование Рождества было отменено в 1929 году одновременно с отменой воскресного выходного дня.  

Чтобы бороться с некогда любимым праздником, приводят и доводы о необходимости охраны лесов от незаконных порубок. «В конце 1928 года Наркомзем РСФСР издал циркуляр о запрещении порубок молодых деревьев. А между тем все московские площади  усеяны целыми рощами елок!» («Огонек» от 13.01.1929). 

Желаешь стране успеха в ее социалистическом строительстве? Значит, должен трудиться без выходных. «Мы не можем позволить себе роскошь работать с перерывами в те сроки, которые были установлены тысячелетия назад в интересах эксплуататоров и рабовладельцев. По инициативе широких слоев трудящихся, день 25 декабря объявлен вторым днем индустриализации». («Правда» от 25.12.1929).

Но что являлось истинной целью, а что средством? Какая задача была первостепенной: атеизм или рост промышленного производства? Здравый смысл и прагматичность голосуют за второе. Однако факты утверждают обратное. Спустя всего шесть лет, в 1935 году, праздник народу вернули. Вряд ли за такой короткий срок задачи социалистического строительства утратили актуальность. Нужно было искать другой способ, менее радикальный, чем запрет, – легкий сдвиг акцентов, точнее, символическое переименование.

Новому государству требовался собственный, новый праздник, объединяющий граждан большой страны. И таким праздником было провозглашено начало календарного года, 1 января, позаимствовавшее у «буржуазного Рождества» главный атрибут – елку. 

28 декабря 1935 года вышла статья в «Правде», реабилитирующая детские праздники вокруг елки, а уже 31-го по всей стране стихийно открывались новогодние базары и проводились праздничные вечера. «Елка» выполняла уже не только и не столько роль семейного праздника, сколько самого грандиозного и массового праздника для советских детей. 

Е. Кассин, В. Кошевой. Праздник новогодней елки для школьников Москвы в Большом Кремлевском дворце. 1959 год. Фото предоставлено организаторами выставки
Е. Кассин, В. Кошевой. Праздник новогодней
елки для школьников Москвы в Большом
Кремлевском дворце. 1959 год.
Фото предоставлено организаторами выставки

Народу достаточно было сухого распоряжения: «Рекомендовать комсомольским и пионерским организациям провести 31 декабря с.г. в школах вечера учащихся, посвященные встрече нового, 1936 года. Вечера должны пройти весело и организованно: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры. Секретарь ЦК ВЛКСМ А. Косарев» («Правда» от 30.12.1935).

Рождественские подарки, которые напоминали о Дарах волхвов, стали новогодними – от Деда Мороза. В 1937 году у последнего появилась спутница Снегурочка, вообще не имеющая аналогов в рождественской традиции. А еще через несколько лет Новый год триумфально возглавил список самых любимых праздников года у советских людей.

Документы советской эпохи и свидетельства дореволюционного времени расположены рядом. Потому еще отчетливее становится видно, какая пропасть в сознании тогда разделяла людей. На фото 1935 года «Дед Мороз раздает подарки детям рабочих фабрики «Большевик» дети даже не улыбаются. На фото «Ученики 5-го класса на елке в ночь под новый, 1937 год» добрый Дед Мороз держит в руках учебник истории ВКП(б). 

Снимки 1959–1960 годов: достижения страны подчеркиваются новой атрибутикой: артисты в костюмах космонавтов, а в сани Деда Мороза впряжены ракета и космические спутники. По подборке фотографий проведения детских «Елок» и праздничных гуляний в парках столицы из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов, а также коллекции пригласительных билетов на «Елки» и поздравительных открыток прослеживается рост величия новой страны, где Новый год стал праздником мечты, сказки и чуда для миллионов детей.

Совершенно другое впечатление производят снимки 1905–1913 годов. Вот Вера  Комиссаржевская наряжает рождественскую елку, а уже украшенное дерево подпирает потолок дворца в Царском Селе. Придворный фотограф Карл Булла запечатлел производство елочных украшений и предпраздничный елочный базар в дореволюционном Санкт-Петербурге. Семья императора Николая II в залитом солнцем заснеженном парке Александровского дворца: спокойные светлые лица, согласие, умиротворение и искра озорства – император с лопатой.

У Рождества и Нового года общие корни? Да они далеки друг от друга как две планеты, как параллельные миры. И схожесть некоторых внешних деталей не может скрыть их ключевого, мировоззренческого отличия. До революции в празднике Рождества Христова люди видели глубокий смысл, понимали его великое назначение. В нынешнем праздновании наступления Нового года смысл тоже есть, но иной – весело и беззаботно  отметить смену одного календарного года следующим и загадать желание.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3508
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1988
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2277

Другие новости