0
2553
Газета Люди и положения Интернет-версия

07.02.2014 00:01:00

Пересчитывая историю

Тэги: росизо, соцреализм, выставка


росизо, соцреализм, выставка Изображение самолетов, покоряющих небесные просторы, – популярная тема живописи 1930–1940-х годов. Фото предоставлено пресс-службой выставки

В Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» проходит выставка «Соцреализм: инвентаризация архива» – живопись и скульптура 1930–1940-х годов из собрания ГМВЦ.

Это более компактный ремейк экспозиции с тем же названием, уже показанной  пять лет назад в Московском музее современного искусства. Куратор того проекта Зельфира Трегулова ныне стала генеральным директором «РОСИЗО». И в подновленном зале ГМЦ на Люблинской улице показывает избранные работы из безразмерных запасников – гордость центра, когда-то казавшуюся обузой.

Искусство соцреализма из художественного архива «РОСИЗО» в последние десять лет оказалось очень востребованным на выставках, посвященных советскому прошлому, к которому возник интерес не только у записных патриотов-фундаменталистов, но и левых интеллектуалов-концептуалистов. Картины из собрания ГМВЦ побывали даже во Франкфурте-на-Майне и в Льеже, не говоря о том, что их с радостью принимали лучшие столичные залы. А ведь история коллекции очень драматична. Сейчас в это трудно поверить, но она формировалась как своего рода тюрьма, заповедник изгоев и прокаженных.

В 1935 году нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе задумал масштабный проект «Индустрия социализма» (в непонятном названии были зашифрованы заглавные буквы имени «отца народов»). Сотни художников трудились по госзаказу, участников отбирало жюри, и выставка должна была стать художественным аналогом Дворца Советов. Но вернисаж все откладывался, Орджоникидзе успел умереть, триумфа не получилось. И те работы, которые оказались невостребованными музеями, осели в фондах специально созданной в 1940 году Дирекции художественных выставок и панорам. Грубо говоря, с ними не знали, что делать.

После войны при Загорском музее-заповеднике организовывается Специальный архив художественных произведений, и туда, в одну из башен Троице-Сергиевой лавры, переселяются работы-неудачники из расформированной дирекции. После смерти Сталина к ним присоединяются казенные «отличники», воспевавшие культ личности и тут же попавшие в опалу. Все эти диссиденты поневоле в начале 90-х передаются в ведение «РОСИЗО»: в эпоху победившего либерализма они оказались совсем уж ненужными. И надо было пройти целому десятилетию, чтобы освободившиеся от демократического угара искусствоведы и кураторы заново обратились к отверженному искусству соцреализма. Для архива настал звездный час.

Нынешняя экспозиция сознательно лишена какой-то оригинальной идеи. Ее задача – заявить о решительных переменах в «РОСИЗО», связанных с приходом новой команды. И для этого выбрано проверенное, неожиданно ставшее культовым искусство.  В итоге «инвентаризации» отобрано 30 работ – от парадных портретов вождей до индустриальных и сельскохозяйственных пейзажей.

 Хотя чистоту жанра художники не очень блюли. Например, на картине «Колхозники приветствуют танкистов» (1937) Екатерины Зерновой во вполне идиллический весенний вид с молодой зеленью и голубым небом вторгается грозное военное чудище. А натюрморт «Уголь Кузбасса» (1938) Вильгельма Лукина кажется сюрреалистической шуткой с антисоветским уклоном: совок с кусками антрацита лежит на полосе газеты «Правда» с речью товарища Сталина на Первом всесоюзном совещании стахановцев.

Что уж говорить об абсурдистской композиции во славу резиновой промышленности «От соски до автомобильной шины» (1937) Аркадия Фридриха. Кроме перечисленного в названии, наличествуют женские боты, грелка, игрушечный белый медведь  и разбросанные по краям розочки. В картине «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова» (1948) знаменитого Александра Герасимова художника, очевидно, больше, чем два вождя, интересовали написанные в духе Петра Кончаловского астры на первом плане и роскошные сарьяновские пальмы, украшающие похоронный зал Дома Советов.

Но все эти логические сбои были бессознательными для соцреалистической эстетики.  В таких случаях художники будто бы пародировали сами себя. Смешно читать некоторые искусствоведческие исследования, сравнивающие произведения разных мастеров 1930-х согласно критерию качества. Искусство новой эпохи стало социалистическим и демократическим, потому что желало отказаться от профессионализма как коммерческого, буржуазного рудимента. Стоит ли напоминать, что многие картины создавались для тиражного всопроизведения в газетах и журналах, а здесь маэстрия совершенно необязательна.

Выставка в «РОСИЗО» показывает и унифицированные, подогнанные под стандарт «творения», и невольные шедевры. Почему они оказались рядом в советских запасниках-узилищах – бог весть. С советским искусством, как с пчелами, никогда нельзя быть ни в чем уверенным.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4026
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости