0
3641
Газета Люди и положения Интернет-версия

28.02.2014 00:01:00

Барочных святых вынесли на свет

Тэги: скульптура, архитектура, выставка


скульптура, архитектура, выставка Большинство экспонатов впервые покинули запасники музея. Фото пресс-службы МА

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, он же МУАР, а теперь просто МА отмечает 80-летие.

В юбилейной программе, рассчитанной на весь год, не только интересные выставки, но и радикальные преобразования музейных пространств, в том числе уличных. Так, дворик усадьбы Талызиных, в котором музей обитает с 1946 года, должен превратиться в экспозицию городской и садово-парковой скульптуры – каменные львы, вазоны, гермы, а также подлинные чугунные фрагменты декора Триумфальной арки, поступившие в фонды МА после ее реставрации. Во флигеле «Руина» поселится русская мемориальная скульптура – то есть памятники усопшим и их подлинные надгробия. 

Один из залов анфилады главного здания отдается под демонстрацию неосуществленных мегапроектов русских и советских архитекторов – от Большого Кремлевского дворца Василия Баженова до «Города будущего» утописта Георгия Крутикова. Все три затеи представляются очень важными, поскольку станут начальными частями постоянной экспозиции, которой в музее так и нет. (Только не надо говорить прессе и экспертам, что она в принципе невозможна, так как основная часть фондов музея – это чертежи и фотографии, которые не могут надолго покидать запасники!) МА даже планирует открыть свой филиал – Музей Константина и Виктора Мельниковых в легендарном доме советского архитектора в Кривоарбатском переулке.

Но это всего лишь очень обнадеживающие обещания. Пока же в «Аптекарском приказе» показывают первый праздничный проект – выставку «Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков». Ее на основе коллекций МА  и Музея классического и современного искусства «Бурганов-центр» подготовила куратор Мария Бурганова.

Выставка формально с юбилеем не связана, если не считать фотоэкспозиции Музея архитектуры в Большом соборе Донского монастыря, где он располагался в 1930–1940 годы. Там, несмотря на эпоху «воинствующего атеизма», многие детали убранства православных храмов открыто демонстрировались, но скорее всего как курьезы.

Большинство церковной скульптуры погибло вместе с храмовыми интерьерами.   	Фото пресс-службы МА
Большинство церковной скульптуры погибло вместе с храмовыми интерьерами.    Фото пресс-службы МА

Действительно, деревянные фигуры Христа и Богоматери, Саваофа и святых, ангелов и херувимов, созданные чаще всего непрофессиональными резчиками, подчас не просто наивны и трогательны, но даже комичны. Однако сегодня они – признанные музейные шедевры, любимцы искусствоведов. Поэтому несколько странно заявление организаторов нынешнего проекта, что их целью было привлечь внимание к произведениям, которые «редко выставляют», «мало изучают», а «их судьба сопряжена с безвестностью». Эта некоторая, скажем так, натяжка нисколько не умаляет, впрочем, значения очень интересной, хотя и камерной выставки. К тому же некоторые ее экспонаты демонстрируются впервые.

Тем не менее у Марии Бургановой, как становится понятно из ее сопроводительного текста, была и другая задача, нежели простая популяризация классики. Она попыталась опровергнуть расхожее представление о том, что деревянная скульптура в истории православной церкви считалась чем-то маргинальным и сомнительным, неподобающим для храма. Наоборот, она справедливо доказывает, что резные статуи, Царские врата, многофигурные композиции, особенно на тему распятия Христа, а главное –  изображения самого  Спасителя в темнице в ожидании крестных мук, были повсеместно распространены. Поэтому Бурганова старается представить в экспозиции хотя бы по одному образцу из всего перечисленного. Если не вживую, так хотя бы на архивных фотографиях или рисунках.

Более того, в маленькой статье она даже пытается классифицировать свой материал и по сюжетам, и по функциям, и по иконографии, и по месту размещения в церковном пространстве. Даже по «географическому» принципу, разделяя эстетику столичных и провинциальных мастеров. Честно говоря, интересующимся темой читать ее заметки даже интереснее, чем смотреть саму экспозицию.

Выставка касается и болезненного вопроса влияния западной религиозной скульптуры Германии или Нидерландов на русское «дерево». Действительно, в результате непосредственных и культурных связей с Украиной, Польшей и Белоруссией европейское влияние дошло даже до Сибири, где родились уникальные «Пермские боги», гордость края. Не будем забывать и торжество «нарышкинского барокко» в XVII–XVIII веках, когда рождалась отечественная церковная деревянная скульптура, в которой барочная эстетика очевидна.

Но это вопрос, требующий специального рассмотрения. Пятнадцать лет назад ему посвятил специальную грандиозную выставку «Се человек» ГМИИ имени А.С. Пушкина, а Музей архитектуры и не собирался вступать на тропу соревновательности. Можно лишь предположить: церковная скульптура прижилась и в Европе, и в России потому, что она вне зависимости от национальных и конфессиональных различий очень понятна любому прихожанину. Здесь Священная история выступает не в условности икон, витражей и фресок, а в «человеческом» измерении, почти во плоти. Объем «круглой скульптуры», как называют церковные статуи, оживляет и материализует отвлеченные библейские сюжеты и сакральных героев. Ангелы становятся похожи на симпатичных юношей, а Христос в темнице – на присевшего отдохнуть после пахоты крестьянина.

Один из лучших специалистов по «пермским богам» Ольга Власова как-то заметила, что в религиозной скульптуре барокко так силен эффект театрализации, что в ней «предстояние» превращается в «представление». И это не просто справедливо, но приложимо к русской церковной скульптуре. И если внимательно посмотреть выставку в МА, можно почувствовать эстетическую связь между ее героями и персонажами вертепа.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1718
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2332
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2639

Другие новости