0
7022
Газета Люди и положения Интернет-версия

30.01.2015 00:01:00

Смерть и мода. Даже траур имеет свои тренды

Тэги: мода, платье, смерть, похороны, траур


мода, платье, смерть, похороны, траур На выставке представлено около 30 траурных костюмов, созданных с 1815 по 1915 год. Фото Andrew Gombert/EPA/ТАСС

Центр костюма имени Анны Винтур Метрополитен-музея в Нью-Йорке не перестает удивлять. На этот раз он осторожно взялся за такую деликатную тему, как смерть и похороны, эффектно доказав, что мода всеядна и даже траур имеет свои тренды. Точнее, имел. Тематическая выставка «Смерть ей к лицу. Век траурного платья» организована в хронологическом порядке, наглядно показывая, как изменялся траурный костюм с 1815 по 1915 год, как материал креп постепенно уступал место струящемуся шелку, а ближе к концу XIX века стало возможным добавление других цветов к основному черному – оттенков серого или лилового – и даже небольшого абстрактного рисунка. Куратор выставки Гарольд Кода добавляет: «Это история о том, как примириться с горем. И о том, какое значение в этом контексте приобретает мода».

На выставке представлено около 30 траурных костюмов (женские, мужские и детские), начиная с ранних редких экземпляров первых десятилетий XIХ века, когда похороны были большим общественным мероприятием, а к выбору наряда относились очень серьезно. Посетители выставки с интересом узнают, что траур делился на периоды и для каждого предназначался определенный вид платья.

Второй куратор Джессика Рейган рассказывает, что в первый период, который длился один год и один день, вдовам разрешено было носить только черное платье, полностью покрытое крепом (шелк, обработанный таким образом, что лишался своего сияния). Голову и лицо закрывал траурный чепец или шляпа с вуалью из черного крепа. Ничего блестящего, только матовое, в том числе и пуговицы. И не дай бог выйти в свет без специального уведомления всех друзей и родственников. Поэтому Скарлетт О’Хара в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» так шокировала общество своим танцем во вдовьем наряде. После первого года шел период «полутраура», который длился шесть месяцев. Тут уже можно было креп использовать в качестве отделки платья и, постепенно добавляя немного цвета, возвращаться к блестящим тканям, одевать шляпки с перьями и выбирать узорчатые шали. Мужчинам было проще – траур длился шесть месяцев, и, помимо обычного черного фрака, они обязаны были носить специальную повязку на рукаве или на шляпе, но по окончании установленного полугодового срока могли сразу вступать в брак.

В XIХ веке похороны были большим общественным мероприятием, и к выбору наряда относились очень серьезно.	Фото с сайта www.metmuseum.org
В XIХ веке похороны были большим общественным мероприятием, и к выбору наряда относились очень серьезно.
Фото с сайта www.metmuseum.org

Вездесущие журналы мод типа Harper’s Bazaar не только предлагали наглядные иллюстративные примеры, как хорошо и элегантно выглядеть молодой вдове, вскоре с их помощью, ближе к середине XIX века, появилась целая «траурная индустрия». Страницы заполонили объявления с предложением «недорогого траура» или заметкой, что «Новый черный материл для костюма вновь появился в продаже». Все эти широко рекламируемые новшества были достаточно полезными, ведь ранее многие платья становились черными с помощью простого окрашивания. Сшить специальный траурный наряд было достаточно дорого, поэтому на похоронах, особенно в рабочей среде, можно было увидеть гостей в будничных нарядах, просто перекрашенных в черный. А с 1840 года стали открываться специализированные траурные лавки, где продавалось все необходимое, включая вуали, перчатки и платки.

Еще одна из целей выставки – показать, как воспринимался и проходил траур для представительниц разных социальных слоев.

Например, низшие сословия не имели возможности уделять ему много времени, а у представителей дворянства и аристократии траурный период мог занимать несколько лет, особенно строго это касалось скорбящих женщин. Самый показательный пример – королева Виктория, чей траур по супругу Альберту продолжался сорок лет, до конца ее жизни (платье Виктории – одно из самых главных экспонатов выставки). Затяжной траур королевы оказал большое влияние на общество. Женщины не могли не носить траура, иначе окружающие просто отвернулись бы от них, а вход в любое приличное заведение был заказан. Ко вдовам относились с повышенным вниманием и строго следили, чтобы все траурные традиции тщательно соблюдались, а манеры и поведение в шкале ценностей «викторианской морали» стояли не на последнем месте.

Викторианской эпохе принадлежит несколько нововведений по части украшений для соблюдающих траур. Особой популярностью стали пользоваться медальоны и броши с волосами покойного, хотя сама традиция появилась примерно на столетие раньше, когда широкое распространение получили миниатюрные портреты, с оборотной стороны которых под стеклом иногда помещался локон изображаемого лица. На одном из манекенов, облаченных в черное, трудно не заметить большую черную цепь с крестом из гагата. И хотя гагат часто называют черным янтарем, на самом деле это разновидность каменного угля. Минерал оказался безумно востребованным – броши и серьги в серебре (в золото гагат не оформляли), массивные колье с камеями – все эти украшения мрачно переливаются на витринах выставки, их можно рассмотреть и на темных дагерротипах.

Королева Виктория скончалась в 1901 году, 1915 год является конечным пунктом следования выставки. Куратор Джессика Рейган объясняет это тем, что в Первую мировую войну погибло почти 40 млн человек и многие семьи надолго погрузились в траур. Однако такое массовое облачение в черный цвет внезапно обрело обратную сторону. Избыточная демонстрация горя, когда вдова неделями не выходила из дома, а появившись, могла испугать окружающих людей своим мрачным облачением, начала восприниматься как некое отклонение и стала вызывать опасения. Интересно, что изменившийся мир все же не отказался от черного цвета. Кураторы видят некое продолжение жизни траурного, черного платья в поп-культуре, где оно, уже значительно переработанное, приобрело статус элегантного предмета гардероба – достаточно вспомнить маленькое черное платье, придуманное Габриэль Шанель, или платье от Юбера Живанши, которое носила героиня Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Другое время – другие ценности.

 Нью-Йорк

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1065
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2950
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1656
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2019

Другие новости