0
6790
Газета Люди и положения Интернет-версия

29.05.2015 00:01:00

Дети чужого солнца

Тэги: театр, нуркан эрпулат, спектакль, горький


театр, нуркан эрпулат, спектакль, горький Пьеса Максима Горького пользуется в Германии большой популярностью. Фото с сайта www.gorki.de

Несколько лет назад на театральном фестивале в польском городе Торунь Германия была представлена неожиданным для этой страны спектаклем. В пьесе «Шальная кровь» играли актеры с турецкими фамилиями, а самого режиссера звали Нурканом Эрпулатом. Он же в сотрудничестве с Йенсом Хилье написал и саму пьесу об уроке в школе, где учатся только те, что «понаехали тут». Строгая и элегантная учительница (Сеседе Терциян) напрасно пытается привлечь внимание здоровенных отроков к драме Шиллера «Разбойники», а они открыто над ней издеваются. Перед нами проходит целая вереница характеров молодых людей, рожденных маргиналами, растущих маргиналами и соревнующихся между собой только в том, кто круче. Общество, вроде бы предоставляя им возможность приобщиться к высокой немецкой культуре, одновременно снисходительно потакает их «врожденной» неспособности ее понять, принимая во внимание наследие неблагополучного социального фона. А учительница – та, что так любит эту самую высокую культуру, – должна беспрестанно считаться с принципами политкорректности. Какое-то время «культура» отчаянно звучит отдельно, а маргиналы – отдельно, пока уже озверевшей «немке» не попадет в руки пистолет одного из великовозрастных учеников и, к удивлению распущенной школьной братвы, она не станет обращаться с ними не совсем политкорректно. А именно: ученики будут разыгрывать ей драму Шиллера под дулом пистолета. «Немка», впрочем, столь рьяно ратующая за Шиллера и издевающаяся над произношением и лексиконом «понаехавших», под конец раскрывает свое столь же турецкое происхождение. Крайности ассимиляции и маргинализации сталкиваются, не порождая никакой обнадеживающей золотой середины.

Сегодня Нуркан Эрпулат – режиссер берлинского театра, носящего имя Максима Горького. На этой сцене идет «Шальная кровь», а сам режиссер ставит горьковских «Детей солнца», подправляя сегодняшним днем пьесу более чем столетней давности не хуже, чем «трудные подростки» подправляли своим произношением и социальным опытом великого Шиллера.

«Классовое» во многом заменено тут на «расовое» или на «постколониальное». На сцене беспрестанно присутствует множество рабочих, по-видимому, самого разного происхождения. Как правило, они – молчаливая серая масса. Один держит канаты, на которых на разной высоте подвешены люстры, другой что-то мастерит, порой шумно. Кто-то не вовремя начинает мыть пол. В сцене второго акта, где звучит наибольшее количество отвлеченных разговоров, двое рабочих выносят стол с едой. Стол без ножек. Они просто продолжают его держать – всю сцену,  несколько прогибаясь, когда Елена (все та же прекрасная Терциян) элегантно на него присядет. Но выдерживая и тогда, когда она в запале своих художественных видений на него вскочит. Вскоре стол ставится. Люстры опускаются. Работы прекращаются. Перекур? Обеденный перерыв, закрепленный профсоюзами? Предупредительная забастовка? Рабочие просто сидят на полу, кто-то – на краю сцены. Кто-то курит. Кто-то перекусывает. Актеры, играющие «господ», слоняются в нетерпении, чтобы потом как ни в чем не бывало возобновить свои рассуждения.

Ученый Протасов (Томас Водянка) проводит экологические опыты.
Ученый Протасов (Томас Водянка) проводит экологические опыты.

«Дети солнца» играются вне интерьеров в темном бесформенном пространстве, открытом для пришельцев извне – из какой-то неведомой глубины (сценография Магды Вилли). Так возникают в конце четвертого акта бунтари, как бы прорастая через безалаберный «господский» быт, группируясь вдруг в сплоченное большинство... Пьеса Горького дается в сокращенном, спрессованном варианте – и может, поэтому, несмотря на трагичность происходящего, «восстание масс» кажется в конце концов как бы взятым из комикса. Рецензенты вышедшего спектакля недаром повально называли его комедией. «Дети солнца» в постановке Нуркана Эркулата и есть горькая комедия.

Больше всего смешны, конечно, «господа». Кто же они? Режиссер сосредоточился на интеллектуальной элите, хотя в соответствии с сюжетом под его критический обстрел попадают и коммерсанты – в данном случае  коммерсанты от науки. И тех и других, надо понимать, объединяет возможность получить дорогое образование и работу по профессии. И не заботиться обо всем том, что находится за пределами их мира.

Протасов (Томас Водянка) выволакивает на свет (а им залит только просцениум) настоящих «детей солнца» – некие чудо-растения, на которых он ставит свои экологические опыты. Из химика наш герой стал экологом. Умозрительная забота о природе – чем она оплачена? По мнению создателей спектакля, тем, что рядом может быть достаточное количество людей «второго сорта», играющих роль предметов. Если с ними начать считаться, до заботы о природе, пожалуй, никогда не дойдут руки.

Егор не то чтобы искренне удивлен такому аргументу, что он – тоже ведь человек... Егор (весьма аутентичный Фалилоу Сек) просто не может его понять. Он тупо смотрит на Протасова, такая мысль не может уместиться в его мозгу. Зачем, зачем говорить ему, что он человек, если ничто другое в его жизни об этом не свидетельствует? А Протасов довольно оглядывается на «своих»: ему нравится, что, вместо того чтобы ругать, он нашел возвышающие аргументы, ему нравится эта просветительская работа по «колонизации» дикаря. Тем временем нянька (сама певшая в начале спектакля, моя пол, турецкую песню) советует хозяину скорее пригрозить Егору управлением по делам иммигрантов.

Да, просвещение, видимо, приходит слишком поздно. В Егоре после прекраснодушных сентенций интеллигента просыпается не человек – просыпается именно дикарь, вдруг вспомнивший о своих правах. Дикарь, в воображении которого растение, о котором пеклись больше, чем о нем, человеке, становится источником неведомой заразы, биологической катастрофы. В спектакле бунт «темной массы» рожден не холерой – как пережитком прошлого; он рожден химерой, в которую превратились непонятные, оторванные от жизни «научные разработки» того слоя, который может себе это позволить...

Спектакль Нуркана Эрпулата беспощаден в своем сарказме. Текст Горького сжат в пружину, которая выстреливает в финале катастрофой. Катастрофой театральной, иронической – и все же вполне понятной в своем предупреждении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1138
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3079
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости