0
2750
Газета Люди и положения Интернет-версия

20.11.2015 00:01:00

Индустриальное арт-путешествие

Тэги: современное искусство, индустриальный город, дарья парамонова, симон мраз


современное искусство, индустриальный город, дарья парамонова, симон мраз Открывал выставку объект Ирины Кориной «Иваново». Фото Австрийского культурного форума

Одним из самых успешных по замыслу и исполнению спецпроектов прошедшей 6-й биеннале современного искусства в Москве стала выставка Австрийского культурного форума «Надежда». В поисках этой  эфемерной, но живучей надежды более 20 художников из России, Австрии, Германии, Нидерландов, Дании и США совершили поездки в семь индустриальных городов России. По словам директора форума, автора идеи и куратора российских художников Симона Мраза, «искусство в этом проекте стало движением». Как оказалось, разнонаправленным – географическим,  эмоциональным, научным, социальным. 

Открывал выставку объект Ирины Кориной «Иваново», где гнутые металлические листы профнастила, скрывающие в пазухах букеты красных гвоздик, складывались в подобие гигантской шишки, одновременно отсылающей и к ритмичности ситцевых орнаментов, и к незыблемости мемориалов. 

По замыслу архитектора выставки Дарьи Парамоновой сама экспозиционная застройка отражает ключевые элементы городских и заводских пространств. На условной «центральной площади» оказался объект Кориной.  За ним возникли проходные с турникетами и упорядоченный лабиринт «цехов»/«корпусов»/«районов». Отличительной чертой проекта от похожих арт-вылазок стало стремление к действительному взаимодействию с «принимающей стороной» – жителями городов, их историей, призраками и действительностью. Фотографы оказались склонны трактовать это в антропологическом ключе, что по-своему объединило коллажные, часто остроумные фотонаброски из повседневной жизни в «Ижевске» Игоря Мухина, поиски красивых индустриальных ракурсов Сергея Сапожникова, съездившего в Иваново, или постановочные групповые портреты мастеров вместе с их останками из серии «Автозавод ГАЗ в Нижнем Новгороде» Никиты Шохова. 

Композиция «Сошествие во ад» Анфима Ханукова.
Композиция «Сошествие во ад» Анфима Ханукова.

В серии «Чем сделаешь ее магнитною?» Юрия Пальмина, созданной в Магнитогорске, героями стали здания. Стремящиеся к симметрии снимки сталинских построек с европейского берега Урала оказались противопоставлены фрагментированным кадрам борющихся со временем и небрежением конструктивистских зданий азиатской стороны.

Герои этой второй части – здания славного Эрнста Мая, приглашенного с почетом в СССР, а затем изгнанного из архитектурной истории страны, хотя его методы индустриального строительства типового, дешевого, но продуманного жилья продолжают существование у нас до сих пор.  

В снимках Елены Чернышовой из Норильска была видна весьма редкая для фотографа черта – «убедительность внесюжетности»:  застывший лед, закручивающийся вниз по лестнице в разрушающемся подъезде, превращается у нее в пространственно-метафизический этюд. В безмятежную голубизну неба встроился прямоугольник панельного дома. Гипнотически-зеленые огни техники в темноте бескрайних карьеров сияли как звезды дальних галактик – такие фотографии могли быть присланы Хичкоком из потустороннего мира.

Как многие советские индустриальные моногорода первых пятилеток, Норильск вырос в необжитом месте, через него прошли сотни тысяч заключенных ГУЛАГа, ныне же он входит в десятку самых загрязненных городов в мире. Дмитрий и Елена Каварга, побывав в рудниках Норильска, создали подвижную инсталляцию «Норильское вещество» – черный клубок ветвящихся коряг-щупалец высотой в рост человека, из которого сочится ядовито-красная жидкость.

Американка Латойя Руби Фрезиер, съездившая в Магнитогорск, сняла похожее по посылу видео «Брэддок» – микс интервью из своего родного городка, чьи жители поколениями губят здоровье из-за близости гигантского металлургического производства.

Часть художников обратилась на поиски базовых кодов визуального и эмоционального опыта городов. Австриец Андреас Фогараши, посетивший Выксу, где с XVIII века льют металл, действовал со сдержанностью, развив пластическую идею одного из городских памятников в серию строгих геометрических объектов из аккуратно выкрашенной жести. В том же городе его соотечественница Цецилия Браун вдохновилась на экспрессивный и подчеркнуто тактильный объект «Вращающуюся дверь II» – массивную квадратную панель, покрытую подтеками краски 50 оттенков серого и черного, которую зритель может с определенным усилием привести в движение. Дуэт МишМаш, апеллируя к леттристам, ситуационистам и модным ныне психогеографам, создал «Геопсихоизометрическую экспертизу города Выксы» – абстрактные холсты, возникшие из образной переработки фотографий Елены Чернышевой, снимавшей город в том числе и во время проведения фестиваля современного искусства Арт-Овраг. 

Кульминацией поисков надежды стало «Сошествие во ад» Анфима Ханукова, художника, методично прививающего наследие древнерусской деревянной скульптуры современному искусству. Заводской лабиринт выставки трансформировался здесь в низкий вход в пещеру, где, по замыслу автора, живущего в Ижевске, зритель мог стать свидетелем дарования вечной жизни Христом Адаму поднимающемуся из гроба - две темные угловатые фигуры, протягивают друг к другу руки и выхвачены лучом света из окружающей тьмы. 

Путешествие «Надежды» продолжится в Кунстхалле Вены второй версией проекта от его директора и куратора иностранных художников Николауса Шафхаузена. Нижегородский ГАЗ будет развивать работу с фотографами. А Трехгорная мануфактура, открывшая этой выставкой свое экспозиционное пространство, в следующем году примет центральный проект V Московской международной биеннале молодого искусства. Совокупность деятельных надежд, видимо, вызывает на своем пути обещанное кураторами движение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
734
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
591
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
925
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
771

Другие новости