0
2934
Газета Люди и положения Интернет-версия

04.12.2015 00:01:00

«То, что появляется в андеграунде, в конце концов становится дикой попсой»

Тэги: найк борзов, интервью, музыка, альбом


найк борзов, интервью, музыка, альбом Борзов не увидел знаковых музыкальных событий в этом году. Фото предоставлено пресс-службой Найка Борзова

Найк Борзов стал героем нулевых, оседлав маленькую лошадку, прокатившись верхом на звезде, рассказав о только ему знакомых трех словах, а после будто ушел в тень. Но пять лет назад он громко вернулся на музыкальную сцену, выпустив альбомы «Изнутри», «Везде и нигде», «Избранное». Теперь музыкант готовится презентовать новую пластинку «Молекула», включающую его акустические эксперименты. В преддверии выхода альбома Наталья ХРОМЕНКОВА побеседовала с Найком БОРЗОВЫМ о «новом Средневековье», «смурной серенаде» и ожесточенном звучании кахона, строгих законах и новом лозунге, который должен украсить флаг страны. 


Древние греки каждые семь лет начинали новую жизнь и брали новое имя. Музыканту начать новую жизнь очень тяжело: слушатели привыкают к амплуа и перемен не терпят. Но вот ты после долгого молчания снова вернулся на сцену, презентовав в прошлом году сразу два альбома, а теперь готовишься к выпуску очередной пластинки. Ты часто начинаешь новую жизнь? Не бывает трудно?

– Каждый день. Я даже не задумываюсь, как это происходит, но со временем привыкаешь. Правда, каждое утро все стирается, и сложно сконцентрироваться и понять, что было вчера. Порой ты засыпаешь такой и думаешь: «Это не сделал, о том забыл» – и начинаешь переживать. Я не ложусь спать, не закончив чего-то важного, и каждое утро просыпаюсь  перерожденный, обновленный и чистый. Я сейчас ложусь до двух часов ночи, а встаю до 10 утра – это нонсенс для меня. Я совсем другой человек, уже неделю как.

Расскажи о своем новом альбоме. Насколько я знаю, это акустический альбом под аккомпанемент кахона. Как появилась его концепция, что нас ждет в декабре?

– Этот альбом  «Молекула»  я бы не стал называть совсем новым: он не состоит полностью из свежего материала, это иное видение моих старых песен, плюс пару новых композиций, конечно. Приступая к альбому, я точно знал, что в следующую номерную пластинку эти песни не войдут – по концепту не ложатся. Но здесь, в акустике, они хорошо заняли свое место и идеально легли в треклист. «Молекула»  – это некая рефлексия моего ощущения реакции людей на акустическую программу, наши акустические сеты с кахоном. Но альбом в этом новом стиле этнотехно родился сам по себе: ноги сами нас привели в студию, а руки сами записали. Я не могу сказать, что начался новый этап: он стартовал давно, еще до реализации альбома. Получилась такая переаранжированная под гитары и перкуссию программа. Местами пришлось поменять биты плюс я не удержался и записал бас-гитару, даже скрипки и баян.

Я правильно понимаю, что именно кахон и стал осью альбома? От этого инструмента ты с музыкантами и плясал?

– Когда я увидел и услышал кахон, мне захотелось ввести его в наши акустические концертные  сеты. Ощущение аналоговой древней драм-машинки и возможность извлекать динамичный звук только руками. Это как играли давным-давно, в самом начале музыки, ожесточенно и остервенело, с дикой яростью – так ты не сможешь играть на драм-машине. Получилась совсем другая история, новая параллельная форма жизни. Это как будто мы живем в Средневековье и вдруг придумали рок-н-ролл.

У Мишеля Уэльбека есть роман «Элементарные частицы», где он сравнивает людей с электронами, мезонами или чем-то еще. Что ты вкладывал в название альбома? Откуда оно взялось?

262-11-8_t.jpg
Найк Борзов сменил электрогитару на акустику
и кахон. Фото Антона Белицкого/PhotoXPress.ru

– Название появилось из песни, я очень хотел добавить ее в пластинку, с нее и началась эта акустическая программа. Песня странная, мне не свойственная. Эдакая смурная, минорная серенада.  Песня мне очень нравилась, хотя некоторым моим друзьям или знакомым она не приглянулась. А потом я подумал: если альбом выйдет двойным, то нужна еще одна песня, так я вспомнил про песню «Ева», ее я написал в конце 1980-х, и она должна была войти в мой первый, утерянный сольный альбом 1991 года. «Ева» мне всегда казалась простоватой, но недавно я изменил это мнение. Несмотря на свою простоту, в ней есть нечто большее. Я воспринимаю главную героиню как первую женщину в жизни мужчины, которую он действительно любит и готов на перемены ради нее.

Ты часто путешествуешь, вот, например, два месяца в Индии провел. Однажды я спросил Горана Бреговича (он хоть и серб, живет в Париже и часто гастролирует), где его родина, и музыкант ответил: «Это тонкое пальто зимой и потертый пиджак летом». А где твой дом?  

– Про пиджак и пальто – хорошая тема. Мне, чтобы почувствовать себя дома, нужна своя студия – небольшая, с разными примочками и девайсами, чтобы я мог расслабиться, а когда нужно, в срочном порядке записать, что нужно.

В этом году у тебя выдался насыщенный концертный год: ты часто выступал и сольно, и на фестивалях. Как изменилась атмосфера на концертах?  

– Народ становится все более и более разборчивым, даже в сравнении с прошлым десятилетием. Вкус, глубина восприятия становятся модными, и я надеюсь, что это скоро проявится и в массах. Параллельно музыканты становятся все более профессиональными, качественными, об этом я говорил и 10 лет назад, но теперь это выходит наружу, становится все более заметным. То, что появляется в андеграунде, в конце концов становится дикой попсой.

А зачем теперь зрители приходят на концерты? Что они ищут: вдохновение, эмоции, разрядку?

– За всех судить не стану: люди все-таки разные, и даже если кто-то говорит одно, то может думать совершенно другое и не раскрывать правду. Я надеюсь, что зрители все-таки приходят музыку послушать.

Выпуская пластинку «Избранное», ты заметил, что Дельфин – это твой музыкальный брат, у вас даже альбомы рифмовались: ты смотрел в одну сторону, Дельфин – в другую. А есть еще музыканты, которых ты мог бы назвать твоими музыкальными братьями?

– Да в принципе много такого народа. С теми, кто парится из-за качества, кто записывает хороший звук, сильный материал, с ними приятно выступать, те же «Би-2», например. «Сплин» качественно звучит, Боря Бурдаев с его проектом Octopus Maiden, да и «Брат Грим» тоже очень приятные песни пишет на русском. Есть много хороших музыкантов, тех, кто работает без задней мысли.

Конец года – это время подведения итогов. Ты можешь назвать самое важное событие года и в российской, и в мировой музыке? Чем этот год запомнился? Ну и, конечно, какое самое важное событие года лично для тебя?

– В мировой музыке даже не вспомню. Для меня этот год, конечно, связан с альбомом «Молекула», ровно год прошел с начала работы над ним. Для меня главный итог – я закончил пластинку. А с общечеловеческой точки зрения… Снова начались вот эти переделы информационных источников. Вроде приходят к тебе нормальные люди, хорошие вещи говорят, а потом разочарование, и ни черта не изменилось. По-моему, этот год для русского шоу-бизнеса – очередной год провалившихся надежд.

Ты заметил, что на новой пластинке вы с музыкантами будто создали рок-н-ролл в Средневековье. А ты не чувствуешь, что сегодня мы возвращаемся в темные века, за железный занавес, когда музыка звучала из подполья?

– Да, сегодня идет такой возврат, и я опять, как и с прошлыми альбомами, в тренде. Тем не менее 1970–1980-е годы в нашей стране были временем серьезного скачка в музыкальном плане. И если концерты будут в домах культуры и квартирах, я не против, лишь бы музыка росла. Уж лучше больше качества, но меньше свободы. Но в целом я за другую концепцию общественного климата, последовательного разумного построения социума, приятного для всех  в нашей стране и во всем мире. Я за полную свободу восприятия. Считаю, что законы пишутся для тех, кто не может жить по-человечески. Если ты плохо себя ведешь, сидеть тебе в резервации, за решеткой, как животному, все же просто.

Допустим, тебе принесли Конституцию и сказали: «Оставь один закон». Ты бы что оставил?

– Я не читал Конституцию, это все фантазии. Нужно сделать вместо Конституции  Красную книгу и занести туда  детей, стариков, фермеров – хозяев собственной земли, средний класс, хорошее настроение, любимую работу, качественную еду – из этого сделать Конституцию.  

А как музыканты могут менять мир? И вообще нужно ли, чтобы они направляли общество?

– Я не политический деятель. На концертах я ни к чему такому не призываю, не склоняю. Я очень нейтрален по отношению к политике. Для меня важнее не следствие, а причина. Я в своих песнях описываю корень ситуации, о которой пишу, хотя порой это звучит очень сюрреалистично, но по-другому я не умею.

Я не хочу менять мир, я хочу, чтобы людям было хорошо, чтобы они меняли свой мир и делали хорошо вокруг себя. Это основная задача  моя,  моего творчества, искусства в целом.      


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5075
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2792
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3219

Другие новости