0
5427
Газета Люди и положения Интернет-версия

18.12.2015 00:05:00

Жизнь по Мунку

Тэги: выставка, эдвард мунк, живопись, вена


выставка, эдвард мунк, живопись, вена Ретроспективная выставка Эдварда Мунка объединила около 100 печатно-графических работ норвежского живописца. Фото со страницы галереи Альбертина в Twitter

У страха и ужаса есть своя цена. И порой она бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Три года назад одна из версий «Крика» норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863–1944) была продана на торгах Sotheby's в Нью-Йорке почти за 120 млн долл., на тот момент став абсолютным мировым рекордом, установленным на произведение искусства. Купленная за баснословные деньги картина моментально подняла художника в рейтинге самых дорогих авторов, одновременно  показав, что боль и страдание человека интересуют не меньше, чем произведения, наполненные светом и гармонией.

Мунк, как художник, писал лишь то, что сам видел и испытал. Личные страхи и потрясения с ранних лет заставляли его обращаться к глубинным переживаниям и на всю жизнь погрузили художника в размышления об одиночестве, любви и смерти. Эти главные темы его творчества пронизывают новую экспозицию венского музея Альбертина. 

Литография «Мадонна» располагается в центре экспозиции.	Изображение с сайта www.albertina.at
Литография «Мадонна» располагается в центре экспозиции. Изображение с сайта www.albertina.at 

Ретроспективная выставка «Эдвард Мунк: любовь, смерть и одиночество» объединила около 100 печатно-графических работ норвежского живописца. По словам кураторов проекта, Дитера Буххарта и Клауса Альбрехта Шредера, Мунк и его эксперименты с графикой были для периода модерна тем же, чем Дюрер для ренессанса и Рембрандт для барокко: «В новой экспозиции литографии, офорты и ксилографии из частных коллекций представляют норвежского экспрессиониста на вершине печатной графики ХХ века».

 В 1889 году 26-летний художник делает дневниковую запись, вошедшую в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают...» Этим признанием он открывает истинный замысел всего своего творческого пути: создания искусства, затрагивающего глубинные чувства и потаенные тревоги человека. 

Мунк постоянно искал лучший способ показать свое видение жизни, личные переживания, используя нетривиальные цветовые сочетания и авангардные приемы формотворчества. 

Его главным инструментом на пути к отражению этих переживаний стала форма. Игра с очертаниями объектов на картине сближала его одновременно и с символистами, и с экспрессионистами, и с представителями ар нуво. На одной из центральных работ экспозиции, «Поцелуе» 1897 года, влюбленные буквально сливаются в черно-белых красках, создавая единую форму и тем самым теряя свои индивидуальности. В другом случае форма помогает ему передать единство внутреннего ужаса человека с его видением внешнего мира: на одной из литографических версий «Крика» (1895) Мунк изображает весь диапазон переживаемых им эмоций через искаженные контуры объектов и извилистые линии.

Мрачная и тревожная графика в экспозиции контрастирует с живительно яркими красками синих и зеленых стен.	Фото с сайта www.albertina.at
Мрачная и тревожная графика в экспозиции контрастирует с живительно яркими красками синих и зеленых стен. Фото с сайта www.albertina.at

Фиксация на конкретных причинах переживаний становится для норвежского экспериментатора еще одной отличительной особенностью творческих поисков. В своих работах он останавливает внимание на смерти, болезни, зависти, одиночестве, меланхолии. Разделенная на соответствующие части, экспозиция демонстрирует, как Мунк поэтапно шел по своему мучительному пути душевных поисков рука об руку с темами внутренней пустоты, несчастной любви и потери близких.

Пиком этих скитаний и его стремления понять основные аспекты человеческой жизни стал цикл работ «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Директор Альбертины и одновременно один из кураторов выставки, Клаус Альбрехт Шредер, называет эту часть экспозиции «метакартиной», сложившейся из множества шедевров Мунка. Расположенные в центре экспозиции работы, в числе которых знаменитая литография «Мадонна» (1895/после 1902), составляют четыре основных раздела: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». В поисках ответа на вопрос «Что такое жизнь?» Мунк начал распределять свои работы по этим темам в 1893 году. То, что ранее он изображал на портретах и зарисовках из жизни, теперь в его глазах стало превращаться в универсальные символы человеческого существования. 

Этой серией работ Мунк начал исследовать глубины страдающей души практически тогда же, когда Зигмунд Фрейд развивал свои идеи психоанализа. В целом, нельзя преуменьшить значение того,  что происходил вокруг него в искусстве, в научной мысли, в психологии. На художественные поиски Мунка и его мрачное изображение жизни повлияли и время, когда она проходила, и то, какой сама эта личная жизнь была. Смерть близких, травмы в отношениях с женщинами, проблемы с психикой сформировали и его самого, и его художественный стиль. Тогда, когда в Европе уже зарождался модернизм с его отдалением от человека, от его эго, от его природы, от него самого, Мунк, напротив, лишь яростнее задавался экзистенциальными вопросами.

В образе «Больной девочки» угадываются черты старшей сестры художника.	Изображение с сайта www.albertina.at
В образе «Больной девочки» угадываются черты старшей сестры художника. Изображение с сайта www.albertina.at

Каждый момент его жизни и творчества так или иначе соприкасался с болезнью, сумасшествием или смертью, которые, как он сам писал, были «темными ангелами у его детской кроватки». Его судьба, полная кризисов и нервных срывов, прочно связала его с этими «ангелами» уже с первых лет жизни. Когда Мунку было пять лет, из-за туберкулеза умирает его мать. Спустя девять лет эта же болезнь отнимает у него любимую сестру Софи, которая была всего на два года старше его. Под впечатлением от пережитого он еще в течение 40 лет будет создавать вариации «Больной девочки», работы, на которой одновременно соседствуют юность и неизбежность приближающейся смерти.

«Я рисую не то, что вижу, а то, что видел», – впоследствии писал он. Но что он чувствовал и во что действительно верил? Подобно тому, как Мунк «писал» свою душу, он и размышлял о ней, пытаясь прийти к единственной истине о жизни и смерти, о любви и одиночестве, о светлых и темных сторонах человеческого «Я». Поэтому и мрачная тревожная графика в экспозиции контрастирует с живительно яркими красками синих и зеленых стен, усыпанных записями художника и выдержками мыслей тех, кто своей жизненной философией влиял на него. Тысячи букв и сотни строк на ярком фоне вступают в спор с работами и буквально высвечивают то противоречие, которое художник пытался разрешить в своей душе. Финальной точкой этой борьбы становится последний зал экспозиции. В нем та самая графика «Больная девочка» (1896–1897) противостоит расположенной рядом цитате Федора Достоевского: «…несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо; люблю жизнь для жизни и, серьезно, все еще собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро пятьдесят лет, а я все еще никак не могу распознать: оканчиваю ли я мою жизнь или только лишь ее начинаю. Вот главная черта моего характера; может быть, и деятельности».

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
928
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
922
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости