0
2447
Газета Люди и положения Интернет-версия

22.01.2016 00:01:00

Молодые годы фотографии

Тэги: фотография, выставка, искусство, история


фотография, выставка, искусство, история В трех залах выставки представлен широкий взгляд на историю фотографии двух последних столетий. Фото автора

Фотография – истина или обман? Объединить  правду и ложь в нечто единое в реальности сложно. В жизни нет полуправды, все проще и определеннее, чем представляется. Искусство же эту условность разрушает и делает невозможное возможным, смело смешивая противоречивые краски. 

Именно в такой игре с черно-белой фотодействительностью венская Альбертина встретила новый экспозиционный год. В открывшемся в прошлом году отдельном выставочном пространстве Galleries for Photography фотоотдел музея расположил масштабную выставку «Черное и белое» – около 100 монохромных шедевров прошлых столетий из своей богатой коллекции. Размещенные в трех залах отпечатки представляют широкий и многоликий взгляд на историю двух последних столетий и на поиск истины через объектив фотокамеры. Творческий гений лучших фотохудожников окидывают взглядом ушедшую историю и в то же время смело смотрят в будущее, задавая ему ориентир. В ближайших планах музея, по словам его руководства, продолжение работы с коллекцией и задача сделать традиционным создание подобных кураторских проектов.

Шарлотта Рудольф. «Палукка», 1928 год.   	  Фото с сайта www.albertina.at
Шарлотта Рудольф. «Палукка», 1928 год. Фото с сайта www.albertina.at

Выставка «Черное и белое» представляет собой взгляд Альбертины не только на историю фотографии, но и на историю формирования своей собственной фотографической коллекции начиная с 1999 года. Структура  и периоды пополнения запасников музея четко отражены в экспозиции. Жанровое разнообразие представленных снимков позволяет не только оценить достижения портретной, архитектурной и пейзажной фотографии, но и проследить за ключевыми трендами и тенденциями в ее развитии, найти баланс между истиной и вымыслом, запечатленными на пленке. Первая подобная экспозиция демонстрирует снимки 1850–1988 годов, показывает, как по мере развития истории и создания новой техники фотографическое искусство формировало свою собственную объективность на основе объективности реальной. 

Фотография всегда стремилась отстоять право на свою точку зрения, методом проб и ошибок искала свой язык изображения окружающего мира. Сначала документирование и запечатление старины, затем подражание живописи, а на их основе – создание в начале XX столетия собственных законов и постулатов. На первых представленных снимках – старая, разрушенная Вена, будто застывшая перед тем, как превратиться в  мегаполис с высокими постройками и транспортными путями. За документирование исчезающих видов столицы в то время отвечали императорские и королевские придворные и государственные типографы (Imperial and Royal Court and State Printers), ставшие авторами размещенной в экспозиции работы «Кертнертор с мостом и бастионом» (1958). 

Поиск фотографами способов остановить мгновение продолжился нашел свое отражение в пикториализме. Фотографы конца XIX столетия стремились отойти от обыкновенного фиксирования реальности и художественными приемами «рисовали» на снимках свое собственное видение объектов. Шедевр этого периода среди отобранных Альбертиной снимков – работа одной из главных представительниц пикториализма  Джулии Маргарет Кэмерон – играющий световыми акцентами выразительный портрет «Сэр Джон Фредерик Уильям Хершел» (1867). Рядом с ним снимки другого мастера, преследовавшего схожие взгляды, Генриха Кунаи Рудольфа Коппитца. 

За ними последовало формирование фотографией своих собственных законов, не повторяющих каноны документации или живописи. Решением стал стиль, вобравший в себя лучшее от прежних творческих исканий фотографов, новая вещественность (New Objectivity), зародившийся в Германии в 1920-е годы. В объективы лучших представителей направления Ганса Финслера, Элизабет Хейс, Люсии Мохой попали архитектура, натюрморты, танец. Экспериментировать и выбирать новые объекты съемки, например, динамичных танцовщиков, позволяли стремительное развитие техники и новые возможности фотокамеры. Подобно изменениям реальности фотографической менялась и реальность объективная. На смену четко выверенным портретам и продуманной композиции снимка пришла спонтанность сделанного кадра. Новая вещественность постепенно уступала позиции другим экспериментам: мгновенно снятым эпизодам жизни межвоенного периода Парижа Анри Картье-Брессона, а затем и послевоенной уличной фотографии – стремительной, фрагментарной и ироничной. 

Генрих Кун. «Портрет Лотте и Ганса Кун», 1908 год.		 Фото с сайта www.albertina.at
Генрих Кун. «Портрет Лотте и Ганса Кун», 1908 год. Фото с сайта www.albertina.at

Компактные фотокамеры сотнями маленьких кадров позволяли создавать большие портреты растущих городов и параллельно с развитием прав и свобод становились инструментом самовыражения фотохудожников, демонстрации их взглядов на окружающую действительность. Роберт Франк своими кадрами открыто демонстрировал пессимизм и критику, противоречащую государственным взглядам на жизнь американских городов. Гарри Виногранд показал свой собственный взгляд на город, спонтанно фиксируя едва заметные, но характерные для того периода и значимые для него детали повседневной жизни. Ли Фридландер, запечатлевая зеркала и рамки, созвал «кадры в кадре», формируя тем самым сразу несколько реальностей в одном кадре. 

Субъективизм изображенной реальности достиг своего пика в 1960-е, когда в объективе фотографов предстал иллюзорный мир постановочной студийной съемки. Завершающие экспозицию работы Хельмута Ньютона демонстрируют обнаженное человеческое тело в эстетике модной и рекламной съемки. Увеличенные и изолированные от атрибутов окружающей нас реальности обнаженные модели придают созданной Ньютоном фотореальности особую иронию и провокацию. Эти созданные субъективным взглядом фотографа черты всю окружающую нас объективную и невымышленную действительность и пропитывают. Объединяя в себе лишь два цвета, черно-белые снимки создают реальность, способную парадоксальным образом пролить свет на краски окружающей нас жизни и показать, насколько она на самом деле не монохромна.

Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
724
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
638
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
751
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости