0
2127
Газета Кино Интернет-версия

04.07.2011 00:00:00

Шапито-шоу с ручным управлением

Тэги: ммкф, кино, фестиваль


ммкф, кино, фестиваль На церемонии закрытия 33-го ММКФ Никита Михалков и председатель жюри Джеральдин Чаплин вели себя как сработавшиеся партнеры.
Фото РИА Новости

Абсолютным рекордсменом по числу наград на 33-м Московском международном кинофестивале стал фильм «Волны» испанского режиссера-дебютанта Альберто Мораиса. Картина получила главный приз – золотого «Святого Георгия», актер Карлос Альварес-Новоа – серебряного, за лучшую мужскую роль. Этому же фильму отдала голос Международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ).

По словам Кирилла Разлогова, программного директора ММКФ, в этом году конкурсная программа была составлена так, чтобы поразить зрителя разнообразием направлений и жанров. Отборщикам, конечно, виднее, но конкурс ММКФ всегда был пестрым, таким и должен быть конкурс нетематического фестиваля, так что этот год не стал исключением. Но как бы ни были разнообразны жанры, сюжеты и способы их изложения, они всегда располагаются вокруг одной-двух главных тем, как железные опилки вокруг магнита.

Главный приз и награду за лучшую мужскую роль получили испанская картина «Волны» (дебют режиссера Альберто Мораиса) и актер Карлос Альварес-Новоа. Он сыграл 80-летнего старика, отправляющегося из Мадрида в Аржель-сюр-Мер, где 60 лет назад был заключенным в лагере для беженцев из Испании. Большая часть фильма – индустриальный пейзаж, который Мигель видит через ветровое стекло старого автомобиля. Автомобиль постоянно ломается, как ломаются и воспоминания путешественника, потому что на месте лагеря – улицы, бары и эстакады, и кажется, что связь между прошлым и настоящим потеряна. Но она обнаруживается в деталях – во вкусе сигарет без фильтра, в старой музыке по радио, случайных людях, слова и жесты которых наполняют воспоминания жизнью, прошлое накатывает волной на берег сегодняшнего дня, соединяясь и мирясь с настоящим.

Сюжеты этого года – возвращение и прощение, причем христианская максима свойственна европейскому и, на свой лад, азиатскому кино. В фильме «Месть. История любви» (Китай–Гонконг, приз за режиссуру) нищий китаец, которого называют «ублюдочек», мстит коррумпированным оборотням в погонах, надругавшимся над его сумасшедшей подругой, и, чтобы скрыть следы, засадившим его в тюрьму. Выйдя на свободу, он зверски расправляется с полицейскими и вспарывает животы их беременным женам. Этот набор штампов восточного кино заканчивается неожиданным титром: «Самая страшная месть – это прощение», очевидно, призывая «ублюдочков» оставить «оборотней» в покое. После полутора часов крови это кажется разумным советом.

Приз за лучшую женскую роль получила Уршула Грабовска, героиня польского фильма «Иоанна» (режиссер Феликс Фальк), истории о женщине, которая прячет от фашистов еврейскую девочку. Это один из самых трогательных и глубоких фильмов конкурса (ему же достался приз российской прессы). Очень печально, что наш зритель вряд ли его увидит, так же как «Волны», «Открытку» Кането Синдо (Япония) и «Легкую жизнь» (Италия) – лучшие фильмы конкурса.

Чем дольше существует Московский кинофестиваль, тем сильнее его послевкусие, оставляющее впечатление безнадеги. Из года в год становится все более очевидным, насколько в нашем прокате не хватает разного отечественного и зарубежного кино. Кино, рассказывающего о сегодняшнем дне и дающего, как в фильме «Волны», представление о том, что история – людей, кинематографа, искусства – логична и непрерывна.

Раньше эту просветительскую роль блестяще выполнял Музей кино под руководством Наума Клеймана. Если откинуть тусовочную шелуху и громкие заявления президента ММКФ Никиты Михалкова, выходит, все лучшее, что происходит за год в кино, российский зритель теперь может увидеть только в разных программах ММКФ, его панорамах, ретроспективах и «ателье», в том числе старые и новые фильмы, большинство из которых никогда не выйдут в наш прокат и в лучшем случае будут выложены пиратами в Интернете.

Возможность увидеть эти картины и есть самая ценная часть фестиваля, метафорой которого отчасти можно считать фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана (спецприз жюри), где во время пожара сгорают ложь и иллюзии и остается только то, что имеет настоящую ценность. Жаль только, что эта возможность предоставляется на территории единственного кинотеатра (по сути, жизнь фестиваля сосредоточена на площадке кинотеатра «Октябрь»), всего 10 дней в году и зависит фактически от одного человека. Получается, что самый крупный международный кинофестиваль на территории РФ проходит почти незаметно и не оказывает существенного влияния на ее культурную жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2048
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4736
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2593
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости