0
2557
Газета Кино Интернет-версия

10.08.2012 00:00:00

Привет, швейцарец!

Светлана Хохрякова

Об авторе: Светлана Хохрякова, Локарно

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Маска для протестантов...
Кадр из фильма «Зима, уходи!»

На 65-м Международном кинофестивале в швейцарском городе Локарно Россия представлена только киноальманахом «Зима, уходи!», снятом в течение месяца в Москве 10 учениками известного документалиста Марины Разбежкиной. Альманах в Локарно по просьбе зрителей показали уже шесть раз.

Совсем молодые ребята зафиксировали те дни, когда люди вышли на площади, чтобы выразить свой протест и позицию в связи с происходящим до и после выборов президента страны. Тут и акция «Белое кольцо», общественное движение «Русь сидящая», «панк-молебен» Pussy Riot (эти кадры позаимствованы у других), анекдотическое исчезновение председателя Избирательной комиссии в подмосковном Королеве и даже необыкновенные события в Нижегородской области, связанные с мироточивой иконой, имеющей какое-то странное отношение к Владимиру Путину.

Новеллы разного достоинства, а их авторы – от Мадины Мустафиной, победившей зимой на фестивале «Артдокфест» с картиной «Милана» и не прочитавшей за всю жизнь ни одной книжки, до пожертвовавшего актерской карьерой ради режиссуры Дмитрия Кубасова – пошли по пути констатации фактов, впрямую не высказывая собственного отношения к происходящему. Зато персонажи собраны на экране исключительные – от Навального до простых работяг, имеющих любопытные суждения о мироустройстве. «Зима, уходи!» вызвала энтузиазм у швейцарцев, так что во вторник состоялся даже незапланированный – шестой – показ «по просьбам трудящихся» (считая сеансы для прессы и профессионалов кинопроизводства). Год назад нечто подобное происходило с отреставрированной копией «Андрея Рублева» Тарковского: не все смогли ее увидеть, и пришлось фильм повторить.

Показали в Локарно и 66-минутную картину швейцарского производства на русском языке «Трудно быть богом», снятую давно живущим в Санкт-Петербурге швейцарцем Антуаном Каттином и нашим Павлом Костомаровым. Поначалу фильм раздражает. Камера намеренно неряшливо фиксирует происходящее в русле тех неоднозначных поисков, которые ведет в последнее время один из самых известных наших операторов Павел Костомаров (награда Берлинале за работу в фильме «Как я провел этим летом»). Плюс черновой звук, чрезмерное внимание к частным вещам, когда главное, казалось бы, уходит на дальний план. И Герман кажется не столь интересным, что совсем уж странно.

От перманентного беспорядка и российского бардака, царящего на съемочной площадке (Алексей Юрьевич уже семь лет снимает фильм «Трудно быть богом») начинает охватывать ужас, и это, как ни странно, срабатывает. Люди находятся в постоянном конфликте, истязают друг друга, так что работа превращается в ад. Возникает вопрос, зачем вообще в таком случае создавать кино, раз это не приносит ничего, кроме сердечной боли и душевных мук. Леонид Ярмольник, играющий в картине Германа главную роль, постоянно раздражен, препирается с Германом. А тот устал, порой просто невыносим, может обидеть кого угодно, даже жену – сценариста и верного помощника Светлану Кармалиту. Люди уходят из жизни, и мы увидим прощание с одним из них, а производству фильма нет конца. И эта бесконечность убийственна для всех, для самого Германа прежде всего. Матерый человечище, когда-то исполин, измотан беспределом отечественного кинопроизводства, борьбой с пьянством на съемочной площадке, самим собой и больше всего Леонидом Ярмольником, находящимся в состоянии протеста. Его понять можно, ведь так работать невозможно. Как бы то ни было, но именно благодаря Герману Ярмольник войдет в историю кино. Антуан Каттин и Павел Костомаров приходили на съемочную площадку этой картины начиная с 2003 года.

Антуана Герман встречает словами: «Привет, швейцарец!» А потом расскажет ему о том, почему в Швейцарии не может прийти к власти фашист, а в России подобное возможно. По словам Германа, наступило торжество серых, и в этом опасность. Именно при них к власти могут прийти черные. И еще Герман, который всегда рубит правду-матку, не в порядке подхалимажа изречет, что в России Путин – лучший российский президент за 10 лет, при том что многое в нем не нравится и раздражает. Просто Герман уверен, что Путину везет, чего не скажешь про Горбачева.

Швейцарцы, которым интересно все, с показа «Трудно быть богом» уходили дружными рядами. Они не знали, кто этот нервный большой человек в кадре, воюющий со всем и вся во имя искусства. Титров, объясняющих, что это выдающийся русский режиссер, явно недостаточно. А самобытную природу самого Германа, его масштаб ухватить не удалось. А уж оценить все прелести русского мата, торжествующего на съемочной площадке, в том числе и в исполнении самого Германа, может только наш соотечественник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1063
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
856
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1022
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
681

Другие новости