0
2059
Газета Кино Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

Самодостаточная хроника

Тэги: кинофестиваль, белые столбы


Участникам интеллектуального российского кинофестиваля ничто человеческое не чуждо: перед началом все с любопытством судачили о Жераре Депардье, решившем обосноваться на этих землях. Он так и не появился, но незримо присутствовал в шутках и экспромтах выступающих. Руководитель администрации Домодедово Игорь Городецкий «размечтался» о том, что налоги, которые будет платить Депардье, покроют большую часть бюджета Домодедово и обеспечат ему процветание, актриса и режиссер Светлана Дружинина прочла к случаю длинное стихотворение, сочиненное Валентином Гафтом, в котором были и такие непритязательные строки: «Но не забывай, Жерарчик,/ Ровно 200 лет назад,/ Когда был в Москве пожарчик, / Мы вас выперли назад».

На этом легкомысленное настроение закончилось. Далее речь шла о серьезных профессиональных задачах и проблемах. Как было заявлено на открытии, «здесь все фильмы новые», поскольку один из главных смыслов этого фестиваля – показать раритеты, то, чего никто никогда не видел.

Жаль, что на этот раз в программе фестиваля не было одной из самых интересных и острых рубрик – «Конфронтация», где кино (игровое, документальное) рассматривает одно и то же историческое событие с противоположных точек зрения. Но идея «Конфронтации» все же присутствовала. Название фильма «Россия, которую мы сохранили» (рубрика «К 400-летию воцарения Дома Романовых») словно полемизирует с идеей известной картины Станислава Говорухина. В своем фильме режиссер и автор сценария Борис Криницкий показывает кинохронику 1910-1913 годов. Она, в отличие от хроники к фильму Говорухина, смонтирована без определенной тенденции и идеологии (в названии картины есть обращение к работникам Госфильмофонда, которые сохранили хронику). Перед нами – повседневная жизнь России с ее бедами и праздниками. Вот очередь в ломбард. В ней люди разных сословий, многие держат в руках большие свертки: скоро Пасха – нужны деньги на праздничный стол, на подарки… Добыча золота в Сибири. В траншеях стоят сотни людей: мужчины и женщины перебирают грунт руками и лопатами… Участники экспедиции Седова к Северному полюсу отплывают на теплоходе… Приют для слепых детей. Лозунг: «Кто оказывает милосердие ближним, тот делает себя счастливым»… Грандиозный пожар в Малом театре… Императрица и царевич… Царские дочери на цветочном базаре в Ялте… Убийство Столыпина… Уход Льва Толстого… В фильме каким-то непостижимым образом обостряется ощущение самодостаточности хроники. Погружаясь в нее, мы не задумываемся о том, что потеряли или приобрели, а чувствуем поток жизни, которая бесценна сама по себе.

Две не связанные между собой рубрики фестивальной программы оказались перекликающимися по смыслу. Одна из них – «Архив. Сохранились не полностью» – о том, что свершилось, но было утрачено. Вторая – «Архив. Кинопробы» – о том, что было возможно, но случилось по-другому. Обе бросают дополнительные отсветы на историю кинематографа, как руины и «бумажная архитектура» - на историю градостроения.

Киновед Петр Багров составил программу немых фильмов, которые значатся в каталогах с пометкой «Сохранились не полностью». В литературных источниках и бумажных архивах есть более или менее точное их описание, сюжеты, но на пленке - лишь одна-две части, а то и вовсе крохотные отрывки в пятнадцать-двадцать секунд. Но даже самый маленький отрывок порою производит огромное впечатление. Скажем, от шедевра Льва Кулешова «Ваша знакомая» осталась лишь одна часть, но очевидно, что актриса Александра Хохлова сыграла в нем одну из лучших своих ролей. А два сохранившиеся отрывка фильма «Предатель» (1926) говорят о творческой неудаче Абрама Роома и художника Сергея Юткевича, который уже через год на картине того же Роома «Третья Мещанская» работает совсем в другой манере. Программа долгосрочная, и предполагает участие других дружественных киноархивов, которые у себя будут искать недостающие фрагменты (так уже и происходит).

Маленькая рубрика в программе «Архив. Актерские пробы» заставляет по-новому взглянуть на самые известные, знакомые с детства, картины. Какой была бы «Баллада о солдате», если бы вместо Жанны Прохоренко в ней сыграла Надежда Румянцева? Почему в «Воскресении» на роль Катюши Масловой режиссер предпочел Тамару Семину, а не Татьяну Самойлову? Почему в «Старшей сестре» нужна была именно Татьяна Доронина? Несколько секунд – и в нашем воображении разворачивается совсем другой, несбывшийся фильм…

Вопреки мнению, что возможности поиска утраченных отечественных киноматериалов исчерпаны, фестиваль ежегодно представляет в своей программе новые и новые находки, на этот раз – фильмы начала конца 20-х – начала 30-х годов, найденные в киноархиве Чехии. Но вслед за поиском часто появляется и новая задача – восстановление. Так, с помощью компьютерных технологий архивисты восстанавливают и преобразовывают для современного кинопоказа старые стереофильмы, дождавшиеся своего часа на «елочках» хранилищ Госфильмофонда (ведь оборудования для показа стерео – предшественника современного 3D – уже нигде нет). Возрождаются к жизни и первые советские цветные фильмы, снятые по отечественной трехцветной технологии. «Карнавал цветов» - экспериментальный фильм 1935 года, считавшийся утраченным, ждал своего часа в архивах Госфильмофонда. А «Зимнюю сказку»1945 года - последний фильм, снятый в трехцветной технологии – можно назвать образцом совершенства цветового решения.

Казалось бы, все происходящее на фестивале архивного кино – узкопрофессиональные радости, и все же не нужно быть архивистом, чтобы почувствовать магию возвращенного времени. Старый фильм – что это? Памятник истории? Памятник искусства? Кусочек жизни, чудом не канувший в небытие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1983
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
951
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4678
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3616

Другие новости