0
2803
Газета Кино Интернет-версия

16.09.2014 20:48:00

Как Чехов пытался воспитывать своих братьев

Тэги: кино, угаров


«Братья Ч» - дебютный фильм Михаила Угарова, режиссера и художественного руководителя «Театра. DOC», вошел в конкурсную программу фестиваля «Амурская осень». Итог – Егор Корешков, сыгравший Антона Чехова, получил награду за лучшую мужскую роль. А до того картина была показана на «Московской премьере» и других крупных российских киносмотрах. Фестивальное будущее фильма обещает быть интересным, а вот с прокатом пока ничего не ясно, поскольку фильм явно не возьмут в коммерческие кинотеатры, а для арт-хауса картина – возможно, слишком «проста». Между тем, на единственном до сих пор показе в Москве был переаншлаг.

Ни режиссер Михаил Угаров, ни сценарист Елена Гремина не ставили себе задачи снять автобиографию Антона Павловича Чехова. И пусть все диалоги здесь почти документальны, у авторов, в итоге, получилась классическая семейная драма. За 90 минут экранного времени Угаров и Гремина сумели рассказать о взаимоотношениях большого и не слишком благополучного семейства Чеховых. О количестве родни Антона Павловича даже неподготовленный зритель может судить по закадровым персонажам. Братья Ч. - это не только Антон, Александр и Николай, но и младший Михаил, и сестра Маша и многие другие. Все они окружают Чехова, несмотря на свою физическую отдаленность: просят денег, диктуют, как жить, наставляют на творческом пути. А сам гений находится в середине мещанского болота и очень боится быть затянутым туда окончательно. Отношения между героями в картине утрированы, сюжет балансирует на грани документальности и вымысла, построен на реальных чеховских письмах и дневниках и его же произведениях. Последние в фильме считываются очень легко, но авторы не играют со зрителем в игру «угадай рассказ», а аккуратно напоминают своей аудитории о наиболее известных вещах писателя.

При множестве потенциальных героев и событий, создатели картины выбрали лишь один день из жизни двадцатишестилетнего Чехова, его братьев и отца. Экспериментатор Угаров здесь сосредоточился на классическом единстве места и времени. Получилось очень по-чеховски: все важные события остаются за кадром, а внимание авторов и зрителей концентрируется не на действиях героев, а на их психологическом состоянии. Отсюда и крупные планы, и дрожащая камера, и ровные диалоги, обрывающиеся нервными тирадами. Оператор Алишер Хамидходжаев много снимал с плеча, его камера находила героев в нужный момент, фиксируя их эмоции и характеры. Для авторов было важно показать настоящие человеческие отношения без оглядки на XIXвек, и эта задача и оператором и актерами выполнена блестяще.

Вполне узнаваемым, не пародийным, оказался сам Чехов в исполнении Егора Корешкова. На грани нервного срыва сработал Артем Григорьев, сыгравший Александр Чехова. А вот Николай в исполнении Алексанра Молочникова кажется слишком уж юным и доверчивым по сравнению со своим прототипом, эдакий талантливый Иванушка-дурачок с трагической судьбой. Впрочем, здесь создатели картины могли быть недалеки от истины: реальный Николай Чехов до последних дней верил, что у него тиф, а не чахотка, в этом его когда-то убедил младший брат Антон. Интересным получился и женский дуэт двух очень разных актрис – Александры Ребенок (Наташа) и Яны Иртеньевой (Дуня). Их сюжетное соперничество в фильме превратилось в борьбу двух темпераментов.

Еще одним полноценным персонажем в фильме стала природа. Угаров снимал свою картину в усадьбе Никольское-Вяземское на границе Тульской и Орловской областей, место это выбрано не случайно. Во-первых, вся обстановка Никольского – Вяземского отсылает зрителя к чеховским усадьбам, где жизнь почти замерла, а во-вторых, история места и его окрестностей очень тесно связана с историей русской литературы. Усадьба была родовым имением графов Толстых, совсем недалеко отсюда расположилась толстовская же Ясная поляна, а также Спасское-Лутовиново - именье Тургенева, и Мелихово, когда-то купленное самим Чеховым. Почти все действие «Братьев Ч» происходит на пленере, и ожившие благодаря камере Хамидходжаева левитановские пейзажи активно, даже агрессивно вмешивается в повествование, перебивая внимание зрителей, отрывая их от основного сюжета. Кстати, Левитан, друживший и с Николаем, и с Антоном Чеховыми – еще один закадровый персонаж этого фильма, о котором неоднократно вспоминают сами братья.
Пейзажные съемки дополняет и звуковой ряд, вместо музыки в картине использовалась мелодия народных свирелей, вырезанных тут же, недалеко от Никольского-Вяземского. Все вместе: звук, изображение и контрастирующие с ними герои составляют общую мозаику «Братьев Ч», вместившую в себя и контекст эпохи, и бытовые конфликты.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
545
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
478
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
577
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
411

Другие новости