0
14352
Газета Кино Интернет-версия

08.06.2015 09:17:00

Начало "Кинотавра" и "Конец прекрасной эпохи"

Тэги: россия, кино, сочи, кинотавр, говорухин


россия, кино, сочи, кинотавр, говорухин

Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи", Россия, 2015, производство ООО "Киностудия "Вертикаль", Режиссер Станислав Говорухин

С предыдущей картины режиссера - фильма "Weekend" - стартовал 24-й сочинский фестиваль российского кино, и в тот раз показ, как известно, завершился некоторым недопониманием между зрителями и автором. Смех в зале во время просмотра "Weekend" звучал, по мнению Говорухина, не в тех местах - в этот раз смеялись не меньше, но теперь претензий быть не должно. "Конец прекрасной эпохи" - именно так называется кино - является экранизацией сборника новелл Сергея Довлатова "Компромисс". И, пожалуй, единственное, что перекочевало из оригинального литературного произведения в сценарий - довлатовский текст.

"Знаю я эти интеллигентные дома: иконы, Хемингуэй, Нефертити, а водки - на донышке", - с тоской в голосе заключает герой Андрей Лентулов, осмотрев квартиру любимой женщины Марины. Фамилия Довлатов в фильме не звучит, но все остальное соответствует действительности. События "Компромисса" и, следовательно, "Конца прекрасной эпохи" разворачиваются в 60х годах, в том время, когда писатель - и его киновоплощение Лентулов - работал корреспондентом в таллинской газете. Мечтая при этом напечатать хоть одно собственное произведение - как известно, тщетно. Самиздатовские копии ходят по рукам, их читают и любят, но официально признают вредными и аморальными. С заметками Лентулова в газету также не все выходит гладко: то он по алфавиту, "внеклассово", перечисляет страны-участницы научной конференции (нужно "демократические - вперед! Затем - нейтральные государства. И, наконец, - участники блока..."), то никак не может найти правильного, "публикабельного", четырехсоттысячного[1] уроженца Таллина, предлагая сына то эфиопца, то еврея. В другой раз - только раздумывает над текстом письма от лица самой лучшей эстонской доярки Брежневу, а ответ из ЦК уже лежит на столе главного редактора.

Из этих небольших, абсурдных, до боли знакомых любому современнику и соотечественнику Довлатова ситуаций и состоят "Компромиссы". Но такая структура произведения не срабатывает в фильме - кажется, что на экране не происходит ничего. Герои перемещаются из комнаты в комнату, разыгрывая одну сценку за другой, бросаясь друг в друга едкими довлатовскими фразами, которые звучат по-прежнему остро, но существуют будто отдельно от придуманного Говорухиным видеоряда.

Картинка, к слову, выглядит несравнимо проще, чем в предыдущем фильме "Weekend", где оператор (а в этом году один из членов жюри "Кинотавра") Юрий Клименко использовал методы съемки то немецких киноэкспрессионистов, то советских авангардистов. Здесь же изображение хоть и выполнено в любимой Говорухиным черно-белой палитре, выглядит холодно, отстраненно - хотя углы съемки оператор Геннадий Карюк, вслед за своим предшественником Клименко, выбирает порой неочевидные. Множество крупных планов и интересных ракурсов - от лиц героев до женских ног в короткой юбке.

Единственная неоспоримая удача картины - кастинг. Сергей Гармаш в роли читающего и критикующего самиздатовские произведения капитана милиции, и Федор Добронравов в образе вечно пьяного фотокорреспондента. Главред Туронок выходит у Бориса Каморзина не совсем тем "елейным, марципановым человеком, застенчивым негодяем", как у Довлатова, а Светлана Ходченкова не привносит ничего запоминающегося в образ Марины, зато исполнитель роли Лентулова Иван Колесников, напротив, играет своего персонажа сложным и неоднозначным. С вечной ухмылкой на губах, будто бы несерьезный раздолбай и пьяница, у которого внутри - и в текстах - вдруг некрасовское, никому вокруг непонятное "кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей".

Впрочем, такие тонкости - скорее исключение для фильма Говорухина. Свою основную идею он проговаривает и показывает прямо. Сперва значение вынесенного в заглавие термина "прекрасная эпоха" режиссер объясняет в своего рода прологе, нарезке из документальных кадров - здесь и полет Гагарина, и выступления Окуджавы и Высоцкого, и стихи поэтов-шестидесятников. А "концом" в этом случае оказывается разгром Хрущевым выставки авангардистов в 1962 году. История Лентулова развивается столь же логично и наглядно - предсказать финал можно, даже не зная истории самого Довлатова.

Фильм наверняка будет смотреться вполне убедительно на телевидении, а вот на большом экране потеряется и вряд ли соберет большую аудиторию. Сам Станислав Говорухин от интервью к интервью не устает повторят, что у его фильмом зрителей почти нет и снимает он скорее для фестивальных показов и для узкого круга ценителей. Тем примечательнее, что на самой церемонии открытия, предшествующей фильму, об успехах российского кино говорили, подсчитывая фестивальные и прочие премии, а не зрителей. Вспоминали в тысячный раз десятки призов, собранных за прошедший год "Классом коррекции" Ивана И. Твердовского и, конечно, чествовали триумфатора Андрея Звягинцева с его "Золотым глобусом" и номинацией на "Оскар" за "Левиафан". О том, сколько участников нынешнего "Кинотавра" при этом доберутся до больших экранов, а не только фестивальных показов, пока говорить рано. Поспособствовать тому, чтобы как можно больше зрителей увидели фильмы "Кинотавра" в кино, призвал сидящих в зале деятелей кино (в промежутке между зачитыванием поздравительных телеграмм от президента и премьер-министра) ведущий церемонии Сергей Мазаев - к слову сыгравший когда-то эпизодическую роль в одной из лучших работ Говорухина, фильме "Место встречи изменить нельзя".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1213
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1008
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1522
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1127

Другие новости