0
3486
Газета Кино Интернет-версия

12.12.2015 21:37:00

Фильм, на котором закашлялся Сталин


«А вы не знаете, фильм “По сталинским местам” абхазского производства?» - спрашивает меня пожилой мужчина в белой кофте на молнии. Отвечаю, что вряд ли, и он, уже начав движение прочь, вдруг поворачивается и сообщает: «Неделю назад вернулся из Абхазии, а тут, как говорится, - сон в руку». В общем, творческий вечер «Защищай то, во что ты веришь, до последней капли крови», посвященный работам Давида Дубинского и его дочери Ольги, как раз об этом - о том, как разрозненные и случайные, на первый взгляд, события оказываются в руку, сходятся в нечто, что при желании можно обозначить как «судьба».

В не так давно отреставрированном и снова заросшем строительными лесами «Иллюзионе» пианист играет попурри из известных мелодий (например, звучит колыбельная медведицы из «Умки»), понемногу стягиваются интересующиеся - люди преимущественно пожилые или абхазские друзья ведущего вечера Дмитрия Минчёнка, драматурга, журналиста и мужа Ольги Дубинской. На стойке в несколько рядов расставляют бокалы красного и белого вина (оно-то уж почти наверняка абхазского производства), чуть раньше, кажется, тот же мужчина, которого интересовал фильм о Сталине, спросил у меня, всех ли угощают. (Угощают, конечно, всех: в непринужденной обстановке трудно представить, что у кого-то начнут отбирать бокал.)

Дав опаздывающим фору в пятнадцать минут, Дмитрий Минчёнок приглашает всех в зал, где начинается его в каком-то смысле «моноспектакль» о двух удивительных судьбах: Давида Дубинского, которого в документальное кино фактически привела Надежда Крупская, и Ольги Дубинской, влюбившейся в Абхазию и всячески разрушавшей стену между российской и абхазской культурами. За это 3 ноября 2015-го президент республики Абхазия Рауль Хаджимба посмертно наградил Ольгу Дубинскую орденом «Ахьдз-Апша» III степени, о чем перед началом творческого вечера сказала пару слов советник посольства Абхазии в России Татьяна Гулиа.

У последующей истории была кольцевая композиция, охватывающая сразу два поколения. В 1940 году 33-летнего Давида Дубинского вызвал к себе Лазарь Каганович, его двоюродный брат, что могло означать известно что (а среди пяти братьев Дубинского были как те, кто попал в лагерь, так и те, кто уже погиб), но оказалось предложением еще более рискованным - снять фильм про вождя. Дубинский соглашается, и уже в ноябре того же года, то есть ровно 75 лет назад, в кинотеатре «Ударник» состоялась премьера «По сталинским местам». Приезжали черные ЗИЛы, люди, игнорируя вопросы прохожих, пробивались на показ, где присутствовал сам Иосиф Виссарионович. Дмитрий Минчёнок, облаченный в черную кожаную куртку, очень экспрессивно описывает детали того дня, пересказанные ему очевидцами, и даже дал несколько сочных деталей того показа, когда погас свет и посетители «Иллюзиона» увидели десятиминутный отрывок про революционное детство Джугашвили в городе Гори. На кадрах с домом, где вырос Сталин, вождь закашлялся, после чего зал в 1940 году, естественно, замер, но больше тот не издал ни звука. Фильм, разумеется, больше никто не видел, хотя Джугашвили отозвался о нем вполне доброжелательно, а за два месяца до смерти - захотел его пересмотреть (удалось ему это или нет - история умалчивает). Впрочем, в десятиминутном отрывке важнее оказалась открывающая сцена - горный пейзаж, собранный из разных живописных мест. Спустя более полувека те же горы появятся в объективе камеры Ольги Дубинской, когда она забросит работу актрисы и ведущей, чтобы исследовать культуру Абхазии и помогать ей в борьбе за собственную идентичность.

В рамках вечера Дмитрий Минчёнок рассказал и про второй, возможно, более важный фильм в карьере Давида Дубинского - пришедшуюся на хрущевскую пору научно-популярную картину «Плодородие без почву», которая поразила как Хрущева, так и Фиделя Кастро, а также принесла режиссеру научную премию имени Ломоносова. (Получил ли ее армянский ученый, придумавший выращивать агрокультуры в воде, а не в земле, история также умалчивает, что заставляет задуматься о забавной хрущевской экспрессивности.) С окончанием «оттепели» картину также положили на полку, и сельско-хозяйственной революции не случилось.

Следующим блоком стали работы Ольги Дубинской - десятиминутный телевизионный фильм для телеканала «Россия» про борьбу Абхазии за суверенитет в начале 90-х и четырехминутная нарезка кадров, снятых на VHS-камеру героем Абхазии Тали Джопуа под песню Сергея Кириллова. Строчкой из этой песни фильм и озаглавлен - «Моей победой будешь ты живая». Заключительным аккордом вечера стал документальный фильм Асиды Малиа про Ольгу Дубинскую «Ольга. Пронзенная светом» - тоже во многом телевизионная картина, за двадцать минут рассказывающая о том, как девушка из Москвы обрела в Абхазии место из снов, влюбилась в местную культуру, пейзажи и дух, чему посвящала не только фильмы, но и стихи, и фотографии, обнаруживающие всюду жизнь, а также открыла для российской и европейской сцены такой феномен, как абхазский театр. Вот так, в соприкосновении с контекстом, стандартные жанровые работы (парадный портрет, научпоп, телевизионный репортаж) обретают форму артефакта, чье взаимоотношение с судьбами людей и историей страны гораздо важнее художественных качеств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
411
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
676
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
768
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
579

Другие новости