0
895
Газета СНГ Интернет-версия

04.03.2000 00:00:00

Может ли одна труба звать в разные стороны?

Сердар Мурадов

Об авторе: Сердар Мурадов - политолог.

Тэги: Ниязов, Каспий, нефть, Транскаспий


На днях мировые информационные агентства распространили сообщения из азербайджанской столицы, суть которых сводится к тому, что в определенных кругах официального Баку "не понимают" позиции, высказанной недавно президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым по поводу некоторых аспектов реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Откровенно сказать, чего тут "непонятного" - действительно непонятно: лидер Туркмении, кажется, ясно, четко и недвусмысленно выразил свое несогласие с отходом от первоначально согласованных принципов и условий, решительно выступил против новых требований о выделении паритетной 50-процентной квоты в этом проекте для азербайджанского газа, которого пока... нет. Вернее, в природе-то он, возможно, и есть, но разработку его могут начать, как минимум, лет через пять. Но это к слову. Главное в другом и, чтобы все-таки понять, в чем, стоит обратиться к сути вопроса, и для начала - к его пока еще короткой истории.

Итак, в ноябре прошлого года лидеры четырех государств - Азербайджана, Грузии, Туркменистана и Турции - в присутствии президента США подписали в Стамбуле Декларацию о принципах реализации Транскаспийского трубопровода по выводу туркменского газа через транзитные территории Азербайджана и Грузии к потребителям в Турции и Западной Европе. Были определены конкретные объемы поставок туркменского газа по будущей трубе - 30 млрд. кубометров, 16 из которых закупались непосредственно Турцией, оставшиеся 14 направлялись дальше в Европу, согласованы предварительные условия финансирования, технические параметры, обозначены сроки и т.п. Началась кропотливая работа по реализации проекта, призванного стать одним из ключевых в системе стратегических трансконтинентальных энергомагистралей по линии Восток-Запад, помочь новым независимым государствам серьезно укрепить свой экономический и политический суверенитет, создать вдоль линии будущего трубопровода пояс процветающих и стабильных стран. Одними из инициаторов проекта выступили американские компании, прекрасно понимающие коммерческую выгоду от его реализации. Словом, налицо все объективные и субъективные предпосылки для согласованной партнерской работы всех участников проекта. Но...

Тут-то и начинается непонятное, и "непонимание" в данном случае уместнее, чем кому-либо другому, было бы выразить Ашхабаду: сначала ни с того ни с сего выдвигается условие о предоставлении вышеупомянутой 50-процентной квоты ввиду "неожиданного" обнаружения запасов газа на азербайджанском шельфе Каспия. Может, это и грубоватое сравнение, но история напоминает старый анекдот о мужике, который сначала продал корову, а потом, вспомнив, что она когда-нибудь может отелиться, стал требовать деньги за будущий приплод. Трубопровод не корова, и перекраивать договоренности, достигнутые на уровне глав государств, менять условия по ходу игры вряд ли отвечает интересам дела.

Далее высказываются претензии Туркменистану в его намерении возобновить поставки газа в Россию. При чем здесь Россия? И какое отношение имеет она к Транскаспийскому проекту? Зачем же, столько говоря о политическом и экономическом суверенитете молодых государств (а ведь это, повторяю, и есть один из главных мотивов реализации "Транскаспия"), тут же этот суверенитет пытаться ограничить, создавая, кстати, далеко не безобидный прецедент? В стамбульской Декларации ни словом не упоминается ни о какой-то "паритетной квоте" для Азербайджана, который наряду с Грузией в данном проекте рассматривается как сугубо транзитная территория, ни о невозможности сотрудничества с третьими странами. Да и газа в Туркменистане вполне достаточно, чтобы пустить его без ущерба кому-либо и в направлении Востока, и в направлении Севера. Кстати, договоренность о поставках газа в Россию в какой-то степени для Ашхабада шаг вынужденный - сталкиваясь со все новыми и неожиданными требованиями, затягивающими начало практической реализации Транскаспийского проекта, Туркменистан обеспечивает себе определенные гарантии. В том числе и финансовые, особенно на фоне последовательной (в этом не откажешь!) невыплаты Азербайджаном и Грузией своих долгов Ашхабаду - соответственно 60 и 400 млн. долларов. Кроме того, приверженность именно многовариантной концепции трубопроводов Туркменистан провозгласил с первых же дней своей независимости и ни словом ни делом ни разу не отходил от этого принципа. Высказывать же ему претензии за это означает лишь банальную подмену понятий.

И в Баку, и в Тбилиси все чаще раздаются голоса в пользу строительства собственного, скажем так, без туркменского участия, газопровода. То ли замещающего Транскаспийский, то ли его дополняющего. Как говорится, был бы кто против, особенно если желания совпадают с возможностями. Единственное пожелание - не разбрасываться. Ни проектами, ни партнерами. Строительство газопровода - дело сложное и дорогостоящее, но перспективы его реализации могут принести действительно ощутимые финансовые и политические дивиденды всем участникам: и поставщикам, и потребителям, и транзитным странам. Сложности - объективные и субъективные - существуют, и их решение требует согласованности, взвешенности в высказываниях и решениях. И самое главное - верности взятым на себя обязательствам. В больших делах это ценится превыше всего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4984
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3155

Другие новости