0
1268
Газета СНГ Интернет-версия

26.07.2000 00:00:00

Магистральные направления ХХI века

Александр Дзасохов

Об авторе: Александр Сергеевич Дзасохов - президент Республики Северная Осетия-Алания.

Тэги: Осетия, дорога, Дзасохов


Осетия, дорога, Дзасохов Александр Дзасохов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В СОВРЕМЕННОЙ экономике все большее значение приобретают не только масштабы и эффективность производства, умение завладеть рынками сбыта, но и возможность влиять на перемещение товарных потоков. В связи с этим возрастает роль стратегических коммуникаций - транспортных артерий, по которым происходит непрерывная циркуляция от поставщика к потребителю крупных партий самой разнообразной продукции.

Такие магистральные "товаропроводы" способны сами по себе стать хорошим и весьма доходным товаром. Но только в том случае, если за этим стоит реальный расчет, предпринимаются конкретные, обоснованные и привлекательные с точки зрения бизнеса действия. Бесконечные же разговоры о транспортных коридорах без четко выстроенной картины по их эффективному использованию лишь отпугивают потенциальных инвесторов, которые никак не могут понять, чего же от них требуют наше законодательство, налоговая система и восседающий в кресле чиновник.

На проходящей в эти дни в Германии Всемирной выставке ЕХРО-2000 карты транспортных коридоров представлены на самых видных местах в экспозициях многих государств. Это подтверждает, какое исключительное значение уделяется в промышленно развитых странах транспортным делам.

Понятно, что здесь проглядывает целенаправленная политика ряда великих держав. Но вряд ли уместно валить все на политику. Мы сами порой не проявляем нужной активности и настойчивости. Находясь в задумчивом ожидании, наивно надеемся, будто кто-то радушно пригласит нас к транспортному "пирогу". Между тем мы нашли полное понимание нашей обеспокоенности в правительстве России, а наши предварительные наработки получили заинтересованную поддержку в Министерстве транспорта РФ. Это добавляет оптимизма и убежденности в том, что формирование высококлассной транспортной сети на южно-российских рубежах вполне может стать для всей России и для ее южных регионов в частности настоящим локомотивом развития и прогресса.

В силу своего географического положения Республика Северная Осетия-Алания занимает в регионе приоритетные позиции, находясь на пересечении Европы, Азии и Ближнего Востока. В настоящее время нами активно разрабатывается проект "Южные ворота", который предусматривает строительство автомагистрали, соответствующей всем международным стандартам и ведущей из Европы в Азию через Главный Кавказский хребет.

Проект включает в себя реконструкцию дороги с последующим созданием необходимой сервисной инфраструктуры и предусматривает для эксплуатации автомагистрали создание международного консорциума стран-участников с определенными долями ответственности.

"Козырной картой" проекта, безусловно, является то, что его осуществление обеспечит азиатским и ближневосточным перевозчикам более выгодный транзит в страны Европы, увеличив по сравнению с сегодняшним положением количество грузов в 4-5 раз, а в дальнейшем - и транспортировку нефти и газа.

Строительство Транскавказской автомагистрали, отвечающей всем мировым стандартам, потребует ориентировочно 650 млн. долларов.

Особо подчеркну, что правительство Республики Северная Осетия-Алания при поддержке федерального Центра с момента начала строительства намерено предоставить эксклюзивное право эксплуатации автодороги и получения прибыли строительной компании-инвестору, которая также получит преимущественные возможности на создание соответствующей инфраструктуры.

Договор о предоставлении эксклюзивного права на эксплуатацию автодороги будет учитывать срок возврата инвестиций, затраты на ремонт и содержание дороги, а также финансовые расходы, связанные с получением инвестором кредита на строительство.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Законом "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" любой инвестор освобождается от всех местных налогов не только на период окупаемости проекта, но и после этого срока еще на 10 лет, в зависимости от объема инвестиций.

Кроме того, мы можем дать гарантии под инвестиции в виде имеющихся в республике природных ресурсов, в частности углеводородного сырья, запасы которого оцениваются специалистами почти в 60 млн. тонн условного топлива.

Для решения всего комплекса вопросов предполагается создать АО "Южные Ворота", а также Центр международной торговли и логистики "Алания". Примерный срок окупаемости данного проекта - 5-7 лет с рентабельностью 48-55%.

Произведенные расчеты показывают, что вполне реально обеспечить здесь полноценный экспортно-импортный поток уже в начале нового тысячелетия вследствие исключительно выгодного территориального положения намеченной перевальной дороги. Тем актуальнее стоит вопрос о форсировании работы по данному проекту и принятии по нему конкретного правительственного решения.

То, что государственная деятельность нуждается в заметной активизации, наглядно подтверждают события последних дней. Селевые сходы, разрушившие участок Транскавказской автомагистрали в ее нынешнем виде и эксплуатационном состоянии, моментально создали неразрешимую проблему. За десять дней очередного латания полотна дороги по обе стороны российской границы скопилось несколько тысяч большегрузных автомобилей (не говоря уже о туристах, "челноках" и едущих по родственным делам). Российские фирмы, их деловые партнеры несут от вынужденного простоя в условиях непрекращающейся жары значительные убытки. В следующий раз они подумают, а нужно ли избирать этот маршрут? Или, что еще хуже, задумаются о смене всего направления производственных, торговых и кооперационных связей.

Таким образом, создание современной, хорошо защищенной от стихии и комфортной автострады в южном приграничье России - это проблема не только Северной Осетии и тем более ее дорожников. Это вопрос углубления экономических интересов нашей страны в коммерчески перспективном и важном регионе.

Немаловажны и долговременные геостратегические плюсы. Траскавказский торговый путь по проекту "Южные Ворота" мог бы стать той основополагающей осью, вокруг которой строилась бы межрегиональная инфраструктура взаимовыгодного сотрудничества при непосредственном участии России. Воссоздающий часть Великого шелкового пути, он в отличие от проекта TRACEKA решал бы вопросы регулярных и расширяющихся взаимосвязей преимущественно экономическими, а не политическими методами и стал бы стратегическим российским мостом, соединяющим предпринимателей и народы Европы, Закавказья и Ближнего Востока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
924
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости