0
1483
Газета СНГ Интернет-версия

14.09.2000 00:00:00

Южная Осетия: что завтра?

Коста Дзугаев

Об авторе: Коста Дзугаев - председатель Госкомитета информации и печати Республики Южная Осетия.

Тэги: грузия, осетия


грузия, осетия Так выглядит столица Южной Осетии - небольшой город Цхинвал в предгорьях Главного Кавказа.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

КАВКАЗ в эти трудные для России годы является одной из ключевых геополитических зон. Здесь непростая конфигурация интересов различных государств, переплетение силовых линий влияния.

По Тойнби-Хантингтону, это зона столкновения "цивилизационных платформ" Запада и России. На этом разломе историей определено место осетинского народа, живущего по обе стороны Главного Кавказского хребта.

До распада СССР осетины были разделены на северную и южную части скорее природно-географически, чем административно-политически: никаких искусственных препятствий для связей между Северо-Осетинской автономной республикой и Юго-Осетинской автономной областью не было (хотя и в советское время ставился вопрос об административно-территориальном объединении осетин). Ситуация кардинально изменилась после прекращения существования СССР, когда в полной мере проявилось то обстоятельство, что северная часть народа живет в России, на территории Республики Северная Осетия (ныне - с прибавлением Алания), а южная часть...

Именно о южной части дальше пойдет речь, так как Республике Южная Осетия (РЮО) 20 сентября исполняется 10 лет, для нашего времени срок немалый.

Новейшая история Южной Осетии по сложившейся у осетинских политологов традиции отсчитывается с 23 ноября 1989 г. В тот памятный день ведомые грузинскими национал-экстремистскими лидерами организации пытались провести митинг в Цхинвале: со всей Грузии было стянуто около 50 000 человек. Колонна была остановлена у въезда в Цхинвал и после суточного противостояния повернула обратно.

На протяжении 1990 г. нажим на южных осетин усиливался, вызывая неизбежную ответную реакцию, и поиск политических форм самозащиты закономерно привел к необходимости повышения статуса от автономной области до республики. Что и было сделано на сессии областного совета народных депутатов по инициативе Тореза Кулумбегова.

Примечательно, что первоначально вопрос о выходе из состава Грузии и обретении независимости не ставился, о чем сегодня вспоминают не часто. Однако Верховный совет Грузии, возглавляемый Звиадом Гамсахурдиа, упразднил Южную Осетию единогласным (!) решением, а 6 января 1991 г., на Рождество Христово, началась вооруженная агрессия против образовавшейся республики, и эскалация конфликта не оставила иного выбора руководству, кроме как принять Акт о государственной независимости (от 29 мая 1992 года). Это были недели и месяцы, когда под ракетно-артиллерийскими обстрелами ежедневно погибали десятки людей.

19 января 1992 г. был проведен референдум, на который выносился вопрос, поддерживает ли народ независимость и (или) воссоединение с Северной Осетией в составе России. Подавляющее большинство голосовавших высказались за независимость. (При этом независимость рассматривалась как ступень к воссоединению в единое осетинское государство.)

В ходе вооруженной борьбы с югоосетинской стороны убиты и пропали без вести более 1000 человек, ранены более 2500, из которых многие потеряли трудоспособность. Для республики с населением 65-70 тыс. (на контролируемой территории) это тяжелые потери - практически нет семьи, куда бы не пришло горе.

Война окончилась 14 июля 1992 г.: согласно Сочинским договоренностям в республику вошли трехсторонние миротворческие силы. Операция расценивается как успешная и продолжается до настоящего времени. Очень важно, что российский миротворческий батальон не может быть выведен без обоюдного согласия сторон конфликта. На фоне начинающегося вывода российских войск из Грузии народ и руководство РЮО решительно настроены на безусловное сохранение присутствия российских военнослужащих.

За десять лет в Республике Южная Осетия упрочились традиции демократизма. Видимо, здесь поле исследования не только для политологов, но и этнопсихологов и историков. Навыки военно-родовой демократии оказались чрезвычайно живучи - помнится, командиры располагавшейся в Цхинвале воинской части, а затем и войск МВД удивлялись тому, что осетины, собираясь вместе, моментально образуют организации. Так или иначе, но в 1990 и 1994 гг. состоялись выборы в Верховный совет РЮО. В 1996 г. было принято решение о переходе к президентской форме правления, и в ноябре проведены выборы президента, а в мае 1999 г. состоялись выборы в парламент, формируемый по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

С октября 1993 г. республику возглавляет Людвиг Чибиров, ранее работавший ректором Юго-Осетинского госуниверситета.

Под руководством Чибирова развернуто полноценное государственное строительство, и к своему десятилетию республика подошла как вполне сложившийся государственный организм с достаточно эффективно действующим госаппаратом. Понадобились незаурядная политическая воля и личное мужество лидера республики и людей его команды, чтобы справиться с криминалитетом и сбить преступность до довоенных показателей, и народ по достоинству оценил это достижение. Каждый год вводятся в строй экономические объекты - заводы по разливу минеральной воды, по производству экологически чистых плодоовощных консервов, камнерезный завод, понемногу восстанавливаются объемы производства на заводах вибромашин и эмалированного провода и т.д.

В республике быстрыми темпами развиваются рыночные отношения, формируется слой частных предпринимателей В последнее время началось акционирование и приняты приватизационные программы, разработанные с учетом опыта России и Грузии. В сельском хозяйстве успешно развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства, республика близка к самообеспеченности основными продуктами питания.

Дипломатия республики решает судьбоносную задачу нахождения Южной Осетией своего места в быстро меняющемся мире. Задача эта двуединая: урегулирование грузино-осетинского конфликта и осетино-осетинская интеграция.

Урегулирование ведется под патронажем России и при посредничестве ОБСЕ, причем процесс урегулирования согласно Владикавказским договоренностям (1994) является четырехсторонним: в нем участвуют Россия, Грузия, Северная Осетия, Южная Осетия. Созданы механизмы взаимодействия сторон: работает смешанная контрольная комиссия; проходили официальные переговоры полномочных делегаций сторон (ныне застопорившиеся); состоялись встречи экспертных групп, причем последняя такая встреча прошла в Вене с участием ОБСЕ; еженедельно проводятся рабочие встречи сторон конфликта по текущим вопросам на территории российского контингента миротворцев. Состоялось уже три встречи лидеров сторон, и готовится четвертая.

Кроме того, осуществляется проект под эгидой Гарвардской группы по урегулированию конфликтов (Р.Фишер, А.Мартиросян), в рамках которого проведен ряд встреч-семинаров представителей сторон; последняя встреча состоялась в Ереване. Сотрудничество с американцами, по общему мнению, надо продолжать.

Есть три варианта урегулирования: вариант ОБСЕ (1994 г.), вариант группы Р.Фишера (1996 г.) и известная позиция РЮО о независимости, конституционно закрепленная и поддержанная референдумом. В конце 1998 г. грузинская сторона впервые передала югоосетинской стороне текст рабочего документа с изложением своего видения урегулирования. Зафиксированный в нем подход представляет значительный шаг в эволюции взглядов грузинской стороны, хотя и является, по мнению югоосетинской стороны, неприемлемым. Наконец, на встрече в Вене грузинская сторона выступила с заявлением о возможности решения "югоосетинского вопроса" с существенно новых позиций, представляющих серьезный интерес. Не располагая соответствующими полномочиями, югоосетинские эксперты приняли его к сведению, но обсуждать воздержались.

В целом, по мнению сторон, участвующих в урегулировании, посредников и наблюдателей, грузино-осетинское урегулирование по сравнению с процессами в других конфликтных зонах Кавказа выглядит предпочтительнее. Это связано с реалистической политикой руководства РЮО, направленной на достижение компромисса. От прежних руководителей исходили инициативы и предложения об установлении конфедеративных отношений с Грузией (Алан Чочиев, бывший заместитель председателя Верховного совета РЮО), кондоминиума (Владислав Габараев, председатель Совета министров). Североосетинский президент Ахсарбек Галазов во время кисловодской встречи руководителей национально-государственных образований Кавказа с участием Бориса Ельцина заявил о возможности делегирования Южной Осетией части полномочий России. В РЮО внимательно отслеживаются грузино-абхазские отношения (идея так называемого общего государства), армяно-азербайджанские, молдавско-приднестровские, изучается опыт Испании по урегулированию в Стране Басков и Каталонии, опыт Великобритании в области англо-шотландских отношений и по урегулированию англо-ирландских отношений.

Поиск компромисса в отношениях с Грузией должен сопровождаться поиском конструкции особых политико-правовых отношений РЮО и РСО-А. Разделенность осетинского народа обусловливает его непреходящее и не зависящее от политической конъюнктуры стремление к воссоединению. Ясно, что наличие Северной Осетии, соизмеримой с Грузией, является одним из ключевых факторов грузино-осетинского урегулирования, отсюда, в частности, с непреложностью следует, что последнее не может быть исключительно "внутригрузинским делом". Отношения с Северной Осетией сейчас строятся на подписанном в ноябре 1996 г. межправительственном Договоре об экономическом и культурном сотрудничестве.

Особо следует подчеркнуть значение для грузино-осетинского урегулирования и осетино-осетинского сближения "фактора Александра Дзасохова". В лице президента РСО-А осетинский народ располагает уникальным политическим ресурсом, от деятельности Дзасохова очень многое зависит в судьбах южан, что уже не раз было доказано.

Крайне болезненным обстоятельством для южных осетин является наличие пограничного, таможенного и других постов у селения Нар. Уже одно появление там пограничников в свое время встретило резкую реакцию народа, с тех пор режим пересечения границы последовательно ужесточался и в настоящее время доведен до состояния, с трудом переносимого гражданами РЮО. Все чаще стычки с военнослужащими, порой также ведущими себя далеко не лучшим образом, все длиннее пробки по обе стороны постового комплекса. Руководство РЮО ведет непрерывную работу с североосетинскими службами, с командованием пограничников, чтобы решать возникающие вопросы и разряжать напряженность на границе. Однако всему есть предел.

И таким пределом, очевидно, станет введение визового режима с Грузией, что автоматически означает отсечение южных осетин от России. Это проблема, требующая безотлагательного решения всеми заинтересованными сторонами. Совершенно очевидно, что при наличии неурегулированного конфликта между южными осетинами и грузинами, между Цхинвалом и Тбилиси введение визового режима будет означать сдачу Южной Осетии.

Однако надо принять во внимание и то, что в Южной Осетии отнюдь не стремятся к подобным решениям. Политические, дипломатические формы борьбы, подчиняясь логике событий, сменяются силовыми формами. Проницаемость границы для южных осетин - вопрос жизни и смерти, а в РЮО более чем достаточно решительных людей, имеющих нешуточный боевой опыт (в том числе наступательных операций в Абхазии и в Северной Осетии во время ингушско-осетинского конфликта), и этих людей не удержит никакое политическое руководство, призывающее "не трогать границу".

Кроме того, есть веские основания прогнозировать - и об этом хорошо знают в Москве - массовые выступления и нажим на границу, да и на руководство Северной Осетии. За эти годы там сложилась мощная группа выходцев с юга (что, кстати, во многом обусловило сенсационную победу южанина Анатолия Чехоева на выборах в Госдуму на севере), а у всех проживающих в РЮО граждан есть близкие родственники на севере. Нужен ли сегодняшней Москве еще один очаг конфликтов на Северном Кавказе?

Необходимо незамедлительное принятие хорошо проработанных решений по осетино-осетинскому участку государственной границы России.

Рассмотрение проблемы урегулирования вокруг Южной Осетии было бы неполным, если исключить влияние на него грузино-абхазского урегулирования. Между Абхазией и Южной Осетией нет непосредственного политического взаимодействия, но очевидно, что грузино-осетинское урегулирование вряд ли состоится раньше, чем грузино-абхазское, так как Южная Осетия не может позволить себе иметь статус ниже, чем Абхазия.

Повседневную жизнь в Южной Осетии, в Цхинвале, особо радостной не назовешь. Электричество дают пять часов в сутки, природный газ - далеко не во всех домах, так что топить приходится дровами. Многие семьи едва сводят концы с концами. И все же республика живет - в течение уже десяти невероятных, удивительных лет. С надеждой на помощь России и внимание международного сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1747
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1295
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1478
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1531

Другие новости