0
5137
Газета СНГ Интернет-версия

30.01.2001 00:00:00

Что вынуждает Ташкент смягчить свое отношение к талибам

Тэги: Талибан, Узбекистан, терроризм, Ислам


В последнее время в отношениях руководства Узбекистана к движению "Талибан", контролирующему сегодня более 90% территории Афганистана, наметились значительные изменения. Еще осенью 2000 г. президент Ислам Каримов заявил, что Ташкент готов идти на диалог с движением "Талибан", если оно будет контролировать ситуацию в Афганистане, подчеркнув: "Для нас важно, чтобы кто-то обеспечивал безопасность и стабильность в этой стране". При этом, по мнению главы Узбекистана, афганский народ "должен сам определить свою судьбу" без постороннего вмешательства. В то же время он отметил, что в случае победы "Талибана" в Афганистане мира не будет до тех пор, пока в правительство страны не войдут представители всех национальных и региональных групп. "Нам может не нравиться движение "Талибан", но это сила, с которой нельзя не считаться. Нам не нужно противостояние с Афганистаном. Мы никогда не хотели и не допустим, чтобы нас втянули в противостояние с этой страной. Мы будет делать все, чтобы это исключить", - сказал г-н Каримов.

Многие аналитики сразу же отметили, что президент сделал это заявление в условиях угрозы окончательного укрепления талибов в Афганистане. Ведь президент Узбекистана неоднократно, причем в очень жесткой форме, критиковал "Талибан" за поддержку наркобизнеса и международного терроризма в Афганистане. Поэтому, как полагают некоторые, Каримов обеспокоен тем, что, установив полный контроль над Афганистаном, талибы могут напасть на Узбекистан. Кроме того, в Москве отдельные политики воспринимают последние жесты Ташкента в отношении талибов как желание Узбекистана дистанцироваться от Москвы в афганском вопросе.

Однако если обстоятельно проанализировать ситуацию в регионе, можно убедиться, что есть много других факторов, вынуждающих Узбекистан смягчить свое отношение к талибам. Во-первых, Узбекистан является главным посредником в урегулировании внутриафганского конфликта. Поэтому роль миротворца заставляет вести очень сдержанную политику как в отношении талибов, так и антиталибской коалиции. В противном случае никто из противоборствующих сторон не будет прислушиваться к посреднику. Сегодня же в Афганистане поддерживают в основном миротворческую миссию Ташкента. Другой региональный посредник - Ашхабад не устраивает обе конфликтующие стороны. "Северный альянс" обвиняет Туркмению в чрезмерной симпатии талибам. Кроме того, каждое перемирие, достигнутое с помощью Ашхабада, заканчивалось очередным наступлением талибов на позиции "Северного альянса". В таких условиях на роль главного посредника во внутриафганском урегулировании больше подходит Узбекистан, безопасность которого никак не может быть обеспечена в случае продолжения гражданской войны в Афганистане - в случае расширения вооруженного конфликта на страны Центральной Азии первый удар примет Узбекистан. Именно это обстоятельство заставляет Ташкент активизировать свои миротворческие усилия в афганском урегулировании.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов после очередного заседания Постоянного совета сотрудничества Узбекистан - Европейский союз, прошедшего с 22 по 24 января в Брюсселе, прямо из бельгийской столицы отправился с рабочим визитом в Пакистан. В Исламабаде кроме переговоров по вопросам развития двусторонних отношений между Узбекистаном и Пакистаном глава узбекского МИДа, возможно, обсудил с пакистанским руководством и проблемы региональной безопасности, в том числе ситуацию в Афганистане. Кроме того, в пакистанской столице г-н Камилов намерен провести встречу с представителями афганского движения "Талибан".

Во-вторых, сложившаяся ситуация вынуждает Узбекистан смириться с нынешним положением в Афганистане. В Ташкенте понимают, что в одиночестве бороться против талибов, когда мировое сообщество, кроме громких заявлений в отношении покровителей международных террористов и наркодельцов, никаких мер не предпринимает, бесполезно. Надо понимать положение узбекских властей: в случае ухудшения отношений с талибами последние могут оказать поддержку боевикам Исламского движения Узбекистана (ИДУ), что приведет к дестабилизации обстановки в республике.

В-третьих, есть ли вообще смысл Узбекистану охранять свои границы с Афганистаном (137 км), если граница с Туркменией (1621 км) не охраняется? Талибы в Туркмении, используя свои дружественные отношения с президентом республики Сапармуратом Ниязовым, чувствуют себя как дома. Сегодня турменско-афганская граница совершенно прозрачна, и талибы при желании могут свободно проникать на территорию Узбекистана через Туркмению.

Однако кроме вышеназванных причин есть и другие, более важные факторы: отношения Узбекистана с талибами зависят от его отношений с США, Россией, Таджикистаном и Пакистаном.

Вашингтон очень ревностно относится к сближению Ташкента с Москвой. В США вызвало раздражение заявление Ислама Каримова о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном. После визита Владимира Путина в Узбекистан в мае 2000 г. в Ташкенте побывали многие высокопоставленные американские дипломаты, которые убедили узбекское руководство в том, что не следует забывать об американском влиянии в Центральной Азии и о стратегических интересах США в регионе. Вашингтон дипломатично дал понять, что если он захочет, то может задействовать талибов против Узбекистана. Как известно, "Талибан" поддерживают Пакистан, Саудовская Аравия и США, и сегодня талибы реализуют геополитические планы американцев. Россия для талибов враг номер один, а для США - главный конкурент в регионе.

Другой не менее важный фактор - Россия, которая за последние 10 лет неоднократно доказала непоследовательность своей внешней политики. Узбекистан убедился, что надеяться только на Россию нельзя. Обещания Владимира Путина защитить Узбекистан перед угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма во многом пустые слова. Узбекистан не может даже своевременно получить оружие от России. Как известно, во время визита Владимира Путина в Ташкент 11 декабря 1999 г. еще в качестве премьер-министра, между РФ и Узбекистаном было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. А в мае 2000 г. в Ташкенте Путин и Каримов подписали еще одно соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами. Согласно этим документам, Ташкент закупает у Москвы необходимое оружие по ценам, не уступающим мировым. Однако реально Узбекистан не может своевременно его получить, хотя деньги уже заплатил. Во-первых, эти суммы долго крутятся в российских банках, прежде чем дойти до адресата, во-вторых, бюрократический произвол в российских военных структурах приводит к задержкам в отправке вооружений и боеприпасов в Узбекистан. А нынешнее сложное положение республики требует принятия незамедлительных мер, и любая задержка в процессе обеспечения узбекской армии необходимыми вооружениями и боеприпасами может быть равносильна гибели.

Кроме того, Государственная Дума РФ до сих пор не ратифицировала Договор между Россией и Узбекистаном о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, который был подписан в Ташкенте 11 декабря 1999 г. премьер-министром РФ Владимиром Путиным и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Договор подписан сроком на пять лет с возможностью автоматического продления его действия на последующие пятилетние периоды. По словам председателя комитета Госдумы РФ Андрея Николаева, этот договор отвечает национальным интересам как России, так и Узбекистана. "Сложные военно-политические процессы, происходящие в Центрально-Азиатском регионе, выдвигают на передний край необходимость оказания дальнейшего российского военного влияния на Узбекистан для обеспечения интересов нашей страны, безопасности и стабильности в регионе", - отметил Николаев. Напомним, что договор был ратифицирован узбекистанским парламентом еще 11 февраля прошлого года.

Помимо этого у Узбекистана есть и другая причина для обид. Ташкент не устраивает, что Россия, имея солидный воинский контингент в Таджикистане - до 27 тыс. военнослужащих (201-я мотострелковая дивизия плюс российские пограничники, охраняющие таджикско-афганскую границу), - не оказывает никакого давления на руководство республики и лидеров таджикской исламской оппозиции, с тем чтобы последние отказались от поддержки боевиков ИДУ, совершавших нападения на Сурхандарьинскую область Узбекистана. К сожалению, сегодня боевики Исламского движения Узбекистана, которое уже многими странами Европы и США внесено в черный список международных террористических организаций, нашли убежище именно в Таджикистане, а многие лидеры бывшей Объединенной таджикской оппозиции, и прежде всего Саид Абдулло Нури, приютили у себя исламских радикалов, выходцев из Узбекистана, причем оказывают им всестороннюю, в том числе и военную помощь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
724
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
638
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
752
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости