0
1302
Газета СНГ Интернет-версия

03.02.2001 00:00:00

"Парламент Азербайджана не был избран народом"

Тэги: гамбар, азербайджан, мусават


гамбар, азербайджан, мусават

-ГОСПОДИН ГАМБАР, в последнее время в Азербайджане авторитет партии "Мусават", председателем которой вы являетесь, резко возрос. По некоторым данным, "Мусават" на парламентских выборах 5 ноября 2000 года набрала до 40% голосов избирателей, но результаты были сфальсифицированы в пользу правящей партии "Новый Азербайджан". Однако вы не признаете итоги парламентских выборов и продолжаете борьбу с Гейдаром Алиевым, который представляет крупнейший клан в Азербайджане. Не опасаетесь ли вы массовых репрессий против членов вашей партии?

- Партия "Мусават" действительно победила на парламентских выборах, и это зафиксировали практически все участники избирательного процесса, в том числе и международные наблюдатели. Парламентские выборы 5 ноября 2000 года показали, что "Мусават" имеет широкую поддержку в народе. Поэтому в последние годы она подвергалась репрессиям в значительно большей степени, чем другие партии. В преддверии парламентских выборов, 18 августа, власти фактически организовали попытку угона самолета, совершавшего рейс Нахичевань-Баку, а через несколько дней арестовали главного редактора газеты "Ени Мусават". Это не партийная, а независимая газета, и я являюсь ее учредителем. В последние годы она стала очень популярной, у нее самый большой тираж в республике. Главного редактора "Ени Мусават" обвинили в том, что он якобы участвовал в подготовке угона самолета. И все доказательства следствия основываются на том, что человек, пытавшийся угнать самолет, позвонил главному редактору этой газеты, сообщил о своих требованиях и попросил, чтобы это было опубликовано. Получается, что любой журналист, любой работник прессы должен нести ответственность наравне с преступником, если тот ему сообщает о своих намерениях и выдвигает какие-то требования. Несколько месяцев государственное телевидение Азербайджана говорило только об этом событии. Как в старые, сталинские времена организовывали собрания рабочих коллективов заводов, фабрик, иногда даже детских садов, где партию "Мусават" и газету "Ени Мусават" обвиняли в попытке террора, угоне самолета и чуть ли не в государственном перевороте. И оказывалось очень сильное давление на членов партии по всей стране, особенно в Нахичевани.

Даже после выборов репрессии против нашей партии продолжаются - семь членов "Мусават" обвиняются в попытках организации массовых беспорядков в городе Джалалабад и других районах Азербайджана. Но, честно говоря, мы уже привыкли жить и работать в таком режиме. С 1993 года "Мусават" находится в оппозиции, и все это время власти рассматривали нашу партию в качестве своего основного соперника. Еще летом 1993 года, как только Гейдар Алиев пришел к власти, меня арестовали в здании парламента, а через месяц ему пришлось сказать, что он не знал о моем аресте. По словам президента, ему "не доложили". Хотя за месяц до этого я был спикером парламента, а Гейдар Алиев как председатель Милли меджлиса Нахичеванской Автономной Республики был моим заместителем, а затем - моим преемником. Сказать "я не знаю, что бывший спикер арестован" - это, по-моему, звучит несерьезно. Но в принципе репрессии нас уже не пугают, потому что мы знаем: общество нас поддерживает. Народ постепенно консолидируется вокруг нашей партии, особенно в последние годы.

- Как вы оцениваете итоги визита президента России Владимира Путина в Азербайджан 9-10 января этого года? По сути, приезд Путина в Баку к Алиеву означает поддержку Россией самого Гейдара Алиева и его преемника - Ильхама. А вы рассчитываете на поддержку России?

- Я не считаю, что взаимоотношения между главами государств ограничиваются отношениями между конкретными личностями. Все-таки это взаимоотношения двух государств и народов. Партия "Мусават" поддерживает укрепление связей между Азербайджаном и Россией, и ее принципиальная позиция заключается в том, что между нашими государствами должны быть добрососедские отношения, взаимовыгодные экономические связи, основанные на равноправных условиях. И мы думаем, что первый визит главы России в Азербайджан - все-таки значительное событие. Мы не считаем, что это поддержка лично Гейдара Алиева. Я полагаю, что руководство России заинтересовано в том, чтобы с ближайшими соседями, в том числе и с Азербайджаном, были нормальные взаимоотношения.

- Сегодня от Алиева фактически отвернулись все его западные партнеры. В частности, Европейский союз подверг резкой критике прошедшие в республике парламентские выборы, результаты которых были сфальсифицированы в пользу правящей партии. США делают ставку уже на другого кандидата - Расула Гулиева. По сути, сегодня Алиеву больше не на кого рассчитывать, кроме России.

- Мне кажется, что российские политики не такие уж наивные люди, чтобы договариваться о долгосрочных перспективах с режимом, который практически себя изжил. Поэтому я не думаю, что российские политики пойдут на это.

- Вы не считаете, что Ильхам может в долгосрочной перспективе заменить своего отца?

- Во время предвыборной кампании Ильхам Алиев возглавлял партийный список правящей партии "Новый Азербайджан", и он практически все свои выступления посвящал оппозиции, и не в последнюю очередь - партии "Мусават". Нам пришлось отвечать. Общество ознакомилось и с его аргументами, и с нашими. В ходе предвыборной кампании Ильхам доказал, что он не способен управлять государством. Каким образом сын может сделать то, что не удалось его многоопытному отцу? Все-таки Гейдара Алиева азербайджанское общество воспринимало доброжелательно, особенно в первые годы его власти. В 1993 году многие в республике думали, что Алиев, как очень опытный государственный деятель, способен справиться с проблемами Азербайджана. Однако за эти семь с лишним лет ни одна серьезная задача не решена - напротив, режим Алиева создал для республики новые и еще более серьезные проблемы. И как же азербайджанское общество может верить в то, что малоопытный Ильхам в состоянии сделать больше, чем Гейдар Алиев?

- В бакинском аэропорту висят два флага - азербайджанский и турецкий. Означает ли это, что азербайджанское общество полностью повернулось в сторону Турции, западных стран?

- Что касается конкретно бакинского аэропорта, то, это, наверное, связано с тем, что Турция принимала прямое участие в его строительстве. Сейчас в Азербайджане это довольно распространенное явление, когда у какого-либо здания подняты флаги нескольких государств - тех, которые участвовали в этом проекте. Конкретные факты все-таки убеждают людей. Турция была первой страной, которая признала независимость Азербайджана в конце 1991 года. Турция практически единственное государство, которое в армяно-азербайджанском конфликте не оставляет Баку один на один с Ереваном. Естественно, азербайджанское общество это учитывает. У нас отношение к зарубежным странам во многом определяется тем, как данное государство относится к конфликту между Арменией и Азербайджаном.

- Как вы полагаете, какая политическая линия в Азербайджане будет устраивать Путина, на кого он будет ставить?

- Мне кажется, что президент Путин будет более четко выражать интересы России, и Москва будет стремиться не к тому, чтобы президентом Азербайджана стал тот или иной политик, а к тому, чтобы новый глава республики был конструктивно настроен в отношении России. Я думаю, это более важно, чем попытаться найти своего ставленника и любой ценой сделать этого человека главой государства.

- А что вы имеете в виду, говоря о конструктивной настроенности?

- Гейдар Алиев часто обвинял и обвиняет нас, бывшие власти Азербайджана, в том, что якобы мы - виновники напряженных отношений между Баку и Москвой. Мол, в 1992-1993 годах, находясь у власти, мы не смогли создать нормальные взаимоотношения с Россией. Но прошло семь лет, а проблемы между Азербайджаном и Россией не решены. Значит, есть какие-то объективные причины. И нужно более серьезно подходить к этим проблемам и не только думать о собственных интересах, но и понимать, что у каждого государства - свои интересы. И пытаться найти золотую середину для решения этих проблем.

- В российско-азербайджанских отношениях немаловажную роль играет решение карабахской проблемы.

-Я думаю, что если бы Россия в одностороннем порядке не поддерживала Армению, то Ереван был бы гораздо более конструктивен на переговорах с Азербайджаном и мир мог бы быть достигнут. Нагорный Карабах - территория Азербайджана. И любые конфликты подобного рода должны решаться на основе нескольких международных принципов: неприкосновенности границ, территориальной целостности, наконец, принцип прав человека, прав национальных меньшинств. Азербайджанская сторона готова предоставить армянам, живущим в Карабахе, те права, которые принято предоставлять в таких случаях в Европе. И, видимо, Россия должна быть заинтересована в стабильности в этом регионе, чтобы иметь возможность развивать нормальные экономические отношения с Азербайджаном.

- Вернемся к отношениям с Турцией. Одно время Турция более активно, чем сейчас, поддерживала и Азербайджан, и Алиева. Сейчас ситуация несколько изменилась. Как вы думаете, в чем причина того, что западные страны отвернулись от нынешнего правящего режима?

- Очень сложный вопрос. Дело в том, что правящий режим Азербайджана непоследователен. Говорят одно, думают другое, а делают третье. И это видят все. Допустим, правящий режим говорит о борьбе с коррупцией в Азербайджане, а все наблюдатели видят, что коррупция приобретает все большие масштабы. Западные страны слушают слова нынешних азербайджанских властей о демократии, о честных выборах, а наблюдают обратное. Естественно, все это подрывает доверие. Недоверие, в принципе, - одна из главных проблем во взаимоотношениях между различными государствами. С другой стороны, доверие дает возможность решать даже очень сложные проблемы. А при недоверии даже простые проблемы становятся трудноразрешимыми.

- Камнем преткновения в российско-азербайджанских отношениях является желание Баку вступить в НАТО. Как вы считаете, должен ли Азербайджан становиться членом Североатлантического альянса?

- Вы знаете, когда и почему Турция вступила в НАТО? После Второй мировой войны Москва через Грузию и Армению предъявила территориальные претензии Турции. И Турция перед лицом советской угрозы начала думать о сближении с Западом и вскоре вступила в НАТО. И в Азербайджане, на заре нашей независимости, в 1991-1992 годах была очень популярна идея нейтральной внешней политики, идея постепенного сокращения вооружений на Кавказе. И идея о сближении с НАТО во многом результат того сближения между Россией и Арменией, которое наблюдается последние несколько лет. Если Москва не хочет, чтобы Азербайджан не думал о вступлении в НАТО, то она должна скорректировать свою политику в Закавказье.

Я наблюдаю, что при Путине Россия все-таки определяется, и это хорошо. Будет ли нынешняя кремлевская администрация более требовательна, чем при Ельцине - другой вопрос. Но все же определенность - это лучше. Все мы должны знать, чего ожидать и чего не стоит ожидать от соседей, от других государств. Чем меньше сюрпризов во внешней политике, тем лучше для всех нас. В этом плане, я думаю, администрация Путина будет вести более определенную внешнюю политику, и я надеюсь, что эта определенность будет все-таки в сторону потепления отношений с Азербайджаном.

- На каких базовых принципах должна строиться политика Азербайджана по отношению к России?

/b>

- Внешняя политика - это продолжение внутренней политики. Мы хотим, чтобы Азербайджан стал нормальной, развивающейся в нужном направлении страной. Приоритеты для нас - демократия, свободный рынок и интеграция в мировые структуры. И взаимоотношения с Россией, полагаю, тоже часть этого общего подхода. Россия - наш великий сосед, и игнорировать ее интересы было бы несерьезно. Любое государство, тем более новое независимое государство, должно проводить сбалансированную внешнюю политику, а Россия - это один из наиболее серьезных элементов этого баланса.

- После всех предвыборных дрязг, которые были в Азербайджане, могли бы вы спрогнозировать как будет дальше развиваться политическая ситуация в республике?

- Мы не считаем парламент Азербайджана легитимным органом. Он не избран народом, а назначен президентским аппаратом. И, естественно, это будет дестабилизировать ситуацию в стране. Думаю, что политическая борьба в Азербайджане будет обостряться, но мы постараемся удержаться в рамках Конституции. Этот год в Азербайджане будет довольно жарким в политическом отношении. С одной стороны, подавляющее большинство политических сил в республике считает необходимым проведение новых парламентских выборов. С другой стороны, и президентские выборы 1998 года были сфальсифицированными, и очень многие серьезные политические силы сейчас требуют отставки Гейдара Алиева. Вероятно, в этом направлении борьба будет продолжаться, причем довольно напряженная.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1664
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4151
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2288
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2588

Другие новости