0
747
Газета СНГ Интернет-версия

22.02.2001 00:00:00

Левые продолжают лидировать

Тэги: Молдавия, выборы


ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ парламентские выборы в Молдове пройдут в это воскресенье, 25 февраля. Опросы, проводившиеся молдавским Институтом социальных технологий во время всей избирательной кампании, отчетливо показывают, что фаворитом ее были и остаются коммунисты. Рейтинг Партии коммунистов Республики Молдова, на удивление, стабилен, и колебания его с начала января до последних чисел февраля не просто укладываются в статистическую погрешность - они составляют доли процента.

Из тех, кто на 12 февраля определился с выбором, 48,3% намерены голосовать за коммунистов, притом, что месяц назад таких людей было 48,2%. Ситуация, видимо, объясняется тем, что подавляющее большинство граждан Молдовы не довольны нынешним положением дел в экономике и социальной сфере. По тем же опросам, 85% респондентов оценивают экономическое состояние своих семей как катастрофическое или близкое к нему.

Более половины опрошенных не имеют даже самого необходимого, треть едва сводят концы с концами.

Неудивительно, что для победы левых сил на берегах Днестра складывается исключительно благоприятная ситуация. Лидер Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин имеет самый высокий рейтинг народного доверия (46%), более чем вдвое опережая ближайшего преследователя, главу правительства Думитру Брагиша.

Петр Лучинский, официальный срок президентских полномочий которого истек 15 января этого года, не вызывает у большинства сограждан теплых чувств. Рейтинг его поддержки, и без того невысокий в январе, упал к середине февраля до 2,5%.

Число не определившихся со своими симпатиями колеблется в пределах 20% от общего числа граждан, имеющих право голоса. Однако ожидать в день голосования существенных отклонений от нынешних рейтингов не приходится, поскольку месячная пропагандистская активность весьма незначительно повлияла на расстановку политических сил.

Кроме лидирующих с большим отрывом левых, на преодоление 6-процентного барьера претендуют "Центристский альянс" премьер-министра Думитру Брагиша, Партия возрождения и согласия Молдовы Мирчи Снегура, и, возможно, Демократическая партия Молдовы спикера Стурзы и Дьякова, или Христианско-демократическая народная партия (бывший Народный фронт).

Электоральные шансы "Альянса Брагиша" достаточно высоки как благодаря активному использованию премьером административных, информационных и иных ресурсов государства, так и ввиду наличия стабильного слоя избирателей-конформистов, в любом случае голосующих за "партию власти". Рейтинги блока Брагиша на начальном этапе кампании демонстрировали заметный рост, с 15,3% в январе до 20,5% в начале февраля. Однако к середине текущего месяца ситуация изменилась, и налицо небольшое падение до 18,3%, которое можно объяснить рекламным перебором - усталостью электората от интенсивного навязывания ему "партии власти".

Впрочем, это падение не выходит за границы статистической погрешности, как и колебания в рейтингах поддержки трех блоков, замыкающих список партий, - реальных претендентов на парламентские кресла.

Проблема блоков правой части молдавского политического спектра в том, что они делят между собой и так не слишком большой электоральный "пирог". В той или иной степени довольны уровнем своей жизни всего 14% граждан Молдовы, поэтому борьба за их голоса поневоле становится острой и плохо предсказуемой.

Небольшой перевес в этой борьбе пока у тех блоков, которые имеют отчетливый национальный оттенок, а неудачником выглядит Демократическая партия Молдовы. Месячная динамика ее рейтинга демонстрирует стабильный отток электората от партии Стурзы и Дьякова. С 6,2% в январе ДПМ опустилась до 4,3% в середине февраля. С высокой степенью уверенности можно предположить, что этот процесс продолжается и сейчас. Потенциальные избиратели ДПМ постепенно переориентируются на Христианско-демократическую народную партию Рошки и Алексея и Партию возрождения и согласия Мирчи Снегура.

ХДНП, стартовавшая в январе с 6,3%, преодолела небольшой спад начала февраля (до 5,5%) и пока уверенно удерживается на уровне около 8% потенциальных голосов. Партия Снегура, начало кампании которой выглядело достаточно впечатляюще - 9,2% поддержки, "просела" в феврале куда сильнее своего главного оппонента - до 6,3%, однако затем вновь набрала темп. Сейчас о поддержке Партии возрождения и согласия заявляют 7,3% респондентов.

Очевидно, что все эти колебания не выходят за рамки игры с нулевой суммой. Стоило "партии власти" включить на полную мощность государственную пропагандистскую машину, и голоса правых партий начали перетекать к ней. Стоило электорату привыкнуть к интенсивной промывке мозгов, и люди вновь начали подумывать о поддержке своих прежних фаворитов.

Однако как бы ни менял своих пристрастий правый электорат, судьбу парламентских выборов решать не ему. Дело в том, что правые в сумме наберут никак не больше 15% голосов, и этим партиям поневоле придется смириться с положением оппозиционного меньшинства.

Разумеется, попытки прогнозировать форму и содержание будущих политических альянсов в молдавском парламенте сегодня малопродуктивны. Простор для комбинаций весьма велик, но очевидно одно: наилучшие шансы на успех и самая уверенная позиция на коалиционных переговорах - за коммунистами.

Правда, шансы на получение конституционного большинства, достаточного для беспроблемного избрания Владимира Воронина президентом страны (61 депутатское место из 101), у ПКРМ пока не столь очевидны.

В то же время, у левых существуют реальные возможности для привлечения недостающих голосов за счет заднескамеечников, не желающих нового роспуска парламента через год, или для игры в течение этого года по правилам управляемого политического кризиса, который реализуется в случае невозможности избрать нового президента.

Левые не боятся такого кризисного сценария, поскольку продолжение паралича исполнительной власти никак не размывает их политический ресурс. Новый парламент в течение года располагает иммунитетом от роспуска. Срок правления Лучинского завершился, председатель правительства полностью зависим от единственного легитимного органа власти - парламента.

Владимир Воронин проводит сегодня весьма разумную и гибкую политику, являясь на деле скорее современным левоцентристским политиком, чем коммунистом в том традиционном смысле слова, который используют для контрпропаганды либералы. Неудивительно, что о поддержке его кандидатуры заявляют респонденты практически всего возрастного и социального спектра, люди всех национальностей.

Похоже, что Партия коммунистов Республики Молдова способна завоевать 25 февраля около 50% голосов, что с учетом перераспределения мест за счет партий, не преодолевших 6-процентный барьер, позволяет получить в парламенте большинство. Это даст левым возможность проводить свои законы и возможность реально контролировать правительство Молдовы.

Выборы президента, последующие за завершением всех стандартных протокольных процедур вновь собравшегося парламента, могут стать еще одним решающим достижением левых. Очевидно, что ни при каких политических комбинациях кресло главы государства не останется за Петром Лучинским. Второй по популярности политик Молдавии Думитру Брагиш может предпочесть нынешнее премьерское кресло почетному президентскому.

Победа Владимира Воронина на президентских выборах в Молдове, которая, таким образом, весьма вероятно, станет поистине историческим событием. Впервые на постсоветском пространстве к власти придет президент, возглавляющий коммунистическую партию.

Процесс колебаний политического маятника от либералов к социалистам и зачастую обратно к либералам, привычный для стран Восточной Европы, до нынешнего момента не был характерен для государств - членов СНГ.

Преобразование Молдавии в прошлом году в парламентскую республику, внешне выгодное левым силам, на деле вполне совпадало с интересами Петра Лучинского. Он к тому моменту утратил в результате провальной экономической и социальной политики шансы на переизбрание прямым народным голосованием.

Однако многоходовые политические комбинации часто приводят не к тем результатам, на которые питали надежды их инициаторы, и Молдавия, похоже, стоит перед серьезными политическими переменами.

Эти перемены не могут повлиять на российскую политику в отношении стран СНГ. За последние 10 лет единственным направлением, на котором был замечен прогресс в межгосударственных отношениях, было белорусское. И там, однако, инициатором сближения во времена Бориса Ельцина была никак не российская сторона.

Появление на постсоветском пространстве еще одного последовательного союзника России может стать первым реальным шансом на реальный внешнеполитический прорыв уже для нового президента - Владимира Путина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1383
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
690
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3657
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2846

Другие новости