0
1842
Газета СНГ Интернет-версия

21.03.2001 00:00:00

Территориальная целостность как приоритет

Василий Курьянов

Об авторе: Василий Николаевич Курьянов - доктор политических наук, руководитель секретариата при председателе Государственной комиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы.

Тэги: Приднестровье, Молдавия, объединение


МНОГИХ волнуют истоки приднестровского конфликта. Чтобы в них разобраться, нужно прежде всего обратиться к истории Приднестровья, народов, проживающих на его территории, изучить процесс формирования их политических и демографических традиций, политической культуры. И тогда возникший конфликт можно рассматривать в различных ракурсах: международном, политическом, правовом, социальном, этническом, экологическом, религиозном:

В политической истории Приднестровья выделяются несколько крупных периодов, сыгравших большую роль в формировании и развитии его государственных институтов.

В средние века Приднестровье являлось зоной проживания славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В ХIV - ХVI вв. территория находилась под властью крымского хана, а в ХVII в. на нее распространилось господство Османской империи. В ходе русско-турецких войн XVIII в. Россия боролась за возвращение южных русских земель и выход к Черному морю. Приднестровье не было ареной кровопролитных сражений в этих войнах, но играло важную стратегическую роль как плацдарм русской армии.

Договор 1711 г. между императором России Петром I и молдавским господарем Кантемиром предусматривал, что в случае успеха войны против турок граница России с Молдавией пройдет по Днестру.

В результате русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Приднестровье вошло в состав России. Началось строительство укрепленной линии вдоль Днестра. Неподалеку от турецкой крепости Бендеры, согласно плану Александра Суворова, была построена крепость Средняя, а вокруг нее быстро выросло поселение, которому Екатерина II дала название Тирасполь (город на Днестре).

В 1812 г. в Российскую империю включается междуречье Прута и Днестра, где создается Бессарабская губерния.

Присоединение Приднестровья к России в начале 90-х гг. XVIII в. явилось одним из важнейших поворотных пунктов в историческом развитии этой земли. К середине XIX в. молдаване составляли 32%, украинцы - 43, русские - 7, немцы - 10, болгары - 5, остальные национальности - около 3% сельских жителей Тираспольского уезда. В городах Левобережья Днестра больше всего было русских - 32%, евреев - 29, молдаван - 21, украинцев - 14, армян, немцев и поляков - 4%.

В таких условиях интенсивно протекали процессы взаимной ассимиляции разнообразных этнокультурных общностей, смешивались традиции, исторические навыки и опыт разных народов. Это привело к постепенному формированию особого менталитета людей, проживающих в Приднестровье.

После Октябрьской революции 1917 г. и начала гражданской войны произошла оккупация Бессарабии (Правобережье Днестра) боярской Румынией. Приднестровье вновь стало важнейшим геополитическим регионом на балканском направлении, а Днестр превратился в пограничную реку.

В годы Гражданской войны за территорию Приднестровья боролись власти украинской Центральной рады, лидеры прорумынской организации 'Сфатул Цэрий' из Бессарабии, белогвардейцы, красногвардейцы, петлюровцы, а также многочисленные банды и повстанческие формирования. В Приднестровье появлялись вооруженные подразделения немцев, румын, австрийцев, французов. И только после победы Красной Армии территория Левобережья Днестра вошла в состав Подольской и Херсонской (затем Одесской) губерний Украинской ССР. А 12 октября 1924 г. на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.

В 1940 г., согласно положениям секретного протокола советско-германского Договора о ненападении от 23 августа 1939 г., СССР получил от Румынии Бессарабию и Северную Буковину. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии вступают на эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР было создано новое национально-государственное объединение - Молдавская ССР, в границы которой включается и МАССР.

Сложные социально-политические процессы, начавшиеся в Молдавии в конце 80-х гг. и приведшие в 1991 г. к провозглашению ею своей государственной независимости, в Приднестровье были восприняты в основном отрицательно. Особое недовольство большинства жителей этого региона вызывали факты грубого нарушения и ущемления прав русскоязычного населения.

Осенью 1989 г. в Тирасполе, Рыбнице, Бендерах состоялись массовые выступления протеста в связи с провозглашением молдавского языка в качестве единственного государственного. 2 июня 1990 г. проходит I Съезд депутатов всех уровней от Приднестровья, высказавшийся за автономный статус региона. 2 сентября того же года II Съезд депутатов провозглашает создание Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), а 22-25 ноября проводятся выборы в местный Верховный Совет. Молдавия все эти акции объявляет незаконными.

Проблема еще более обострилась после принятия в Кишиневе 27 августа 1991 г. Декларации о независимости Республики Молдова. 6 сентября 1991 г. Верховный Совет Приднестровья принял решение о переводе в свое подчинение всех государственных органов Левобережья, а 1 декабря того же года в Приднестровском регионе проходят президентские выборы и референдум о независимости ПМР от Молдавии.

1 марта 1992 г. противостояние между Кишиневом и Тирасполем переросло в вооруженный конфликт. Наиболее трагические события разыгрались в июне 1992 г. в Бендерах после попытки Молдавии вооруженным путем взять город под свой контроль.

6 и 7 апреля 1992 г. в Кишиневе прошли совещания министров иностранных дел Молдавии, России, Румынии и Украины, в ходе которых были выработаны принципы урегулирования конфликта, предусматривающие предоставление Приднестровью особого юридического статуса в составе Республики Молдова. Была создана смешанная комиссия по контролю за соблюдением договоренностей, которые, однако, реализовать не удалось.

Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 г. президентами Российской Федерации и Республики Молдова Соглашения 'О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова'. Согласно этому документу, была создана Объединенная контрольная комиссия (ОКК) в составе представителей России, Молдавии и Приднестровья. В зоне военных действий появились объединенные миротворческие силы конфликтующих сторон и России, а в ноябре 1998 г. в зону безопасности была направлена группа украинских военных наблюдателей.

Переговоры между Кишиневом и Тирасполем по определению особого правового статуса Приднестровья ведутся с конца 1992 г. С того же времени Россия выполняет функции посредника в диалоге. В 1993 г. к посреднической роли подключилась миссия ОБСЕ, действующая в Кишиневе, а в сентябре 1995 г. по инициативе Тирасполя, поддержанной Кишиневом, к посредникам присоединилась и Украина.

28 апреля 1994 г. было подписано совместное Заявление конфликтующих сторон, ставшее первым согласованным документом, определяющим общие принципы и цели переговорного процесса по выработке государственно-правового статуса Приднестровья.

В 1995 г. в Приднестровье прошли выборы в местные органы власти (март) и Верховный Совет (декабрь), принята Конституция Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). На референдумах население региона высказалось против вывода российских войск и за членство Приднестровья в СНГ. В декабре 1996 г. состоялись выборы президента ПМР, победу на которых одержал политический лидер Приднестровья Игорь Смирнов. При вступлении в должность он подтвердил намерение проводить курс на укрепление государственности Приднестровского региона.

Президентами России, Молдавии, Украины и лидером Приднестровья в присутствии председателя ОБСЕ в Москве 8 мая 1997 г. были подписаны Меморандум 'Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем' и Совместное заявление, подтвердившие намерения сторон строить свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г. При этом Кишинев настаивает на варианте административно-территориальной автономии региона, а Приднестровье выступает за оформление договорных отношений на конфедеративной основе.

Новый импульс переговорному процессу придала встреча президентов Республики Молдова и Украины, премьер-министра России и руководителя Приднестровья, состоявшаяся в Одессе 20 марта 1998 г. По итогам встречи были подписаны Протокол о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы, Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, Совместное российско-украинское заявление, Протокол договоренностей по военно-имущественным вопросам между Россией и Приднестровьем. В соответствии с решениями этой встречи миротворческие контингенты конфликтующих сторон в зоне безопасности были сокращены до 500 человек. Однако осуществление других договоренностей затянулось по вине как Кишинева, так и Тирасполя.

Усиление напряженности в отношениях сторон возросло с формированием в парламенте Республики Молдова правящего правоцентристского блока по итогам всеобщих выборов от 22 марта 1998 г., что в Приднестровье было воспринято как возвращение к руководству страной экстремистских сил, не отказавшихся от планов решения приднестровского вопроса силовыми методами.

В ходе состоявшейся 16 июля 1999 г. в Киеве встречи на высоком уровне (президенты Украины и Молдавии, председатель правительства Российской Федерации, руководитель Приднестровья и представитель ОБСЕ) по вопросам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем решающего прорыва в урегулировании приднестровской проблемы достичь не удалось. Вместе с тем в Совместном заявлении участников встречи Кишинев и Тирасполь высказались в пользу активизации переговорного процесса, согласившись при этом строить свои отношения на принципах общих границ, экономического, правового, оборонного и социального пространств.

На встрече с исполняющим обязанности президента Российской Федерации Владимиром Путиным 24 января 2000 г. в Москве президент Республики Молдова Петр Лучинский по согласованию с украинской стороной предложил провести полноформатную встречу на высшем уровне с приглашением всех участников переговорного процесса, как это было в Киеве в июле 1999 г. В целом Россия положительно отнеслась к этой инициативе, высказавшись за ее тщательную поэтапную подготовку.

16 мая 2000 г. в Тирасполе состоялась очередная встреча Петра Лучинского и Игоря Смирнова, на которой были рассмотрены вопросы нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем.

Однако, несмотря на наработанные за эти годы договоренности, окончательно проблему решить так и не удалось, поскольку периодические встречи на высшем уровне в присутствии руководителей стран-гарантов (России и Украины) и ОБСЕ давали определенный импульс, как правило, ненадолго и приднестровско-молдавские переговоры приобрели вялотекущий характер.

Новый поворот в процессе приднестровского урегулирования обозначился после рабочего визита Владимира Путина в Кишинев 16-17 июня 2000 г. Президент России принял решение об образовании Государственной комиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с Евгением Примаковым.

В своем подходе к урегулированию конфликта эта комиссия исходит из договоренности сторон о том, что они будут руководствоваться принципом сохранения территориальной целостности Республики Молдова как единого субъекта международного права в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 г. Иными словами, территориальная целостность Республики Молдова для России является принципом урегулирования. Такая позиция важна для России как с политической, так и с геополитической точек зрения. Но существует и другой принцип - предоставление самых широких прав Приднестровью. Дело в том, что Кишинев и Тирасполь по-разному толкуют формулу Общего государства. Кишинев видит в нем унитарную, территориально целостную республику, в которой Приднестровскому региону предоставлен особый автономный статус. Тирасполь же выступает за 'равносубъектность' Приднестровья и Молдавии в Общем государстве - Республике Молдова.

В свою очередь, Госкомиссия представила свой довольно гибкий план урегулирования конфликта, который исходит из реальной обстановки в Молдавии и Приднестровье.

Госкомиссия разработала проект Соглашения 'Об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья', который включает в себя, с одной стороны, юридическое вхождение Приднестровья в состав Общего государства, гарантии соблюдения положений соглашения со стороны России и Украины при содействии ОБСЕ, а с другой стороны - широкую независимость Приднестровья. Левобережье имеет право самостоятельно устанавливать с иностранными государствами прямые связи в экономической, торговой, научной, культурной сферах, в области образования, спорта и других гуманитарных областях. Исключение составляют дипломатические отношения, поскольку это статус Общего государства. Приднестровье также должно иметь определенную квоту в центральных органах Общего государства.

К сожалению, реализация этого документа встречает немало трудностей. На встрече в Москве в августе 2000 г. обе стороны были согласны, что его можно положить в основу урегулирования конфликта. Но вскоре неожиданно и в Республике Молдова, и в Приднестровье российский проект стал объектом жесткой критики. В средствах массовой информации стали появляться необъективные публикации как с одной, так и с другой стороны. Понятно, что за этим стоят те политические силы, которые не заинтересованы в мирном урегулировании приднестровской проблемы. С одной стороны, это определенные слои среди румын и молдаван, активизирующие свои действия по воссозданию Великой Румынии. С другой стороны, те политические силы Приднестровья, которые не хотят достижения компромисса, а стремятся сохранить статус-кво полной независимости.

Существует еще один очень важный вопрос, имеющий прямое отношение к решению всей приднестровской проблемы, - вывоз российского вооружения, складированного в Приднестровье. В соответствии с подписанной в ноябре 1999 г. Стамбульской декларацией ОБСЕ Российская Федерация должна до 31 декабря 2001 г. вывести из Приднестровья российское вооружение, боеприпасы и прежде всего тяжелую технику, подпадающую под действия адаптированного ДОВСЕ, а до 31 декабря 2002 г. - все войска и оставшееся военное имущество. В то же время Россия не может уйти из Приднестровья до тех пор, пока оттуда не будет вывезено складированное оружие. Прежде всего этого нельзя делать потому, что необходимо организовать охрану складированного оружия и его вывоз, обеспечить стабильность ситуации в регионе, не допустить новых вооруженных конфликтов, т.е. в целом выступать в качестве гаранта для приднестровской стороны. Именно поэтому Госкомиссия предложила разрешить возникшее противоречие путем трансформирования российского военного присутствия в Приднестровье в миссию ОБСЕ.

В статье 46 'Хартии европейской безопасности' говорится о двух формах миссии ОБСЕ. Первая форма - ОБСЕ сама организовывает миротворческую миссию, и тогда она вольна распоряжаться этим процессом по своему усмотрению. Вторая форма - ОБСЕ обращается к третьим, незаинтересованным государствам с просьбой о проведении миротворческой операции. В разработанном проекте Соглашения Госкомиссия предлагает нечто среднее в виде двухъярусной модели миротворческой операции ОБСЕ. Первый ярус этой модели состоит из военных наблюдателей всех стран, входящих в ОБСЕ, число которых будет зависеть от того, как будет функционировать данная модель. Второй ярус - вооруженный российско-украинский миротворческий контингент численностью 1600 человек (основная часть - российские военнослужащие) под командованием российского генерала, который должен будет отчитываться о проделанной работе перед ОБСЕ, консультироваться с этой организацией при принятии оперативных решений и контролироваться присутствующими в регионе военными наблюдателями.

На пути формирования Общего государства - Республики Молдова - возникают определенные объективные трудности. Первая трудность, которая пока, на мой взгляд, окончательно не исчезла, состоит в том, что в Республике Молдова в последнее время сложилась ситуация, при которой оздоровление экономической обстановки страны и решение острых внутриполитических проблем оказалось трудно выполнимой, если вообще выполнимой задачей. Этот фактор затруднял продуктивную деятельность Госкомиссии.

25 февраля 2001 г. в Кишиневе прошли досрочные парламентские выборы, победу на которых одержали коммунисты, получившие конституционное большинство. Это, естественно, расставит новые акценты, в том числе в вопросах урегулирования приднестровской проблемы.

Другая трудность заключается в том, что лидеры Тирасполя уже более десяти лет считают Приднестровье независимым государством, которое не признано международным сообществом.

Конечно, у различных политических сил конфликтующих сторон имеются свои интересы, которые и лежат в основе их деятельности. Однако реальная действительность, будем надеяться, заставит всех использовать более конструктивный подход к комплексному решению приднестровской проблемы, способный в конечном счете привести к долгожданному миру и спокойствию в Приднестровском регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости