0
1236
Газета СНГ Интернет-версия

28.04.2001 00:00:00

Союзные коридоры Евразии

Леонид Михайлов

Об авторе: Леонид Иванович Михайлов - консультант Постоянного комитета Союзного государства Белоруссии и России.

Тэги: транзит, транспорт, тариф, снг


ВСЕ ОЧЕВИДНЕЙ становится, что перспективы союзов государств СНГ будут определяться экономическими интересами их участников, прежде всего России, как фундамента "союзного" строительства. Стремление народов Молдавии и Армении, не имеющих границ с территорией России, к тесному экономическому и политическому союзу с ней выдвигает на первый план проблемы транспорта, тарифной политики и эффективной организации транзитных грузопотоков в СНГ.

Региональная экономическая интеграция новых независимых государств (ННГ) не может происходить абсолютно независимо от процессов глобализации мировой экономики. Эта связь во многом определяет судьбу региональных союзов новых независимых государств - СНГ, Таможенного союза, формируемого Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном, - или даже общего Союзного государства Белоруссии и России, (и в будущем, возможно, Молдавии). Системный анализ одновременно происходящих процессов региональной интеграции и глобальной интеграции экономических систем ННГ показывает, что, только совместно интегрируясь в систему мировых экономических связей (в том числе в ВТО и ЕС), ННГ обеспечат прочный каркас интеграционных союзов между собой.

Первый этап создания экономических союзов бывших братских республик начинается с анализа региональных проблем, учета интересов по взаимной дополняемости переходных экономик. На этом этапе региональная интеграция на основе двусторонних связей с Россией станет залогом обеспечения достойных условий глобализации для ее остальных партнеров по региональным союзам. Она позволит еще неокрепшим переходно-рыночным экономикам ННГ при вступлении в ВТО и другие мировые союзы: а) сделать оптимальный выбор между государственным администрированием, автаркией и мобилизацией национальных экономик, с одной стороны, и добровольной капитуляцией на условиях Запада - с другой; б) разумно сочетать экспортный меркантилизм и государственный протекционизм обрабатывающих отраслей.

Экономические векторы происходящих одновременно интеграционных процессов далеко не всегда совпадают. В строгом соответствии с объективными экономическими законами вектор мировых связей и торговли ННГ с развитыми государствами существенно преобладает. Пока еще неконкурентоспособные экономики ННГ - это сырьевые придатки мировой экономики, без которых она может и обойтись. Вдобавок ННГ конкурируют между собой на сырьевом рынке и практически (за малым исключением) не взаимодействуют на рынке высокотехнологичной продукции.

Опыт интеграции различных мировых и региональных союзов - от ВТО, АСЕАН и Европейского союза (ЕС) до "Меркосура", НАФТА и вновь создаваемой Панамериканской зоны свободной торговли - показывает, что для успешного построения интеграционных союзов нужна твердая политическая воля лидеров наиболее развитых государств. Поэтому в деле создания интеграционных союзов России с Белоруссией, Молдавией, Казахстаном и другими ННГ (в первую очередь с Украиной), отвечающих экономическим интересам России, нужна твердая политическая воля нашего президента. Понятно, что политические интересы должны быть гармонично увязаны с экономическими.

В течение последних семи-восьми лет экономическая политика России на рынках СНГ была противоречивой и, мягко говоря, невнятной. С приходом в Кремль президента Владимира Путина во внешней экономической политике России возобладал здравый смысл и нормальный "государственный эгоизм". Есть надежда, что и на территории постсоветского пространства ситуация в системе многосторонних экономических и политических союзов ННГ радикально улучшится, отвечая долгосрочным интересам России. Оптимальной формой на первых порах было бы образование Общего рынка Евразии с "рублевой зоной", более соответствующего реалиям, нежели аморфный по интересам СНГ. Воля нашего президента и его коллег по СНГ могла бы стать залогом успеха при формировании Общего рынка Евразии как одного из регионов многополярного мира.

Наиболее логично строить такую интеграцию в условиях глобализации на базе единой транспортной системы. Она объединит интересы соседних с Россией государств - Белоруссии, Казахстана, Украины и не имеющих границ с Россией Молдавии и Армении, а также, возможно, Грузии, Азербайджана и Узбекистана - в деле формирования международных транспортных коридоров (МТК), как "моста" между Европой - северной и южной, и Азией - Южной и Юго-Восточной. Особенно эффективным могло бы стать построение по инициативе России нового пути "из варяг в греки" по направлениям общеевропейских транспортных коридоров (ОЕТК) # 2 "Восток-Запад" и # 9 "Север-Юг" (по Критской классификации) и Евроазиатского транспортного коридора IV "Север-Юг" (по классификации 2-й Евроазиатской конференции по транспорту) в сопряжении с "Транссибом".

Он мог бы пройти через Калининградскую и Ленинградскую области России, ее черноморские и каспийские порты, Белоруссию (Брест-Гродно), соединяя Германию и Скандинавию с Китаем, Ираном, Индией, Пакистаном и Турцией, в дополнение к программе ООН ТРАСЕКА и проекту АЛТИД. Тогда существенная доля транзитных грузов, сегодня идущих по маршруту Иокогама-Роттердам в обход России, а завтра - и грузопотока по новому "Великому шелковому пути", тоже обходящему Россию, могла бы пойти через нашу территорию. Но для этого надо создать реальные условия, обеспечивающие развитие всей нашей транспортной инфраструктуры: портов и терминалов, аэропортов и воздушного флота, новых железных дорог и подвижного состава, магистральных и рокадных автомобильных дорог, логистических центров интермодальных перевозок, линий электропередачи, связи и телекоммуникаций, инфраструктуры товарных российских рынков и систем электронной торговли, предприятий сервиса и многого другого.

Целесообразно разработать комплексный проект создания Единой системы транспортных коридоров Евро-Азиатского экономического союза с участием вышеуказанных соседних государств в дополнение к общеевропейским транспортным коридорам. Можно этому проекту дать условное название "Союзные коридоры". Ключевой вопрос: где взять инвестиции? Их будет гораздо легче привлечь, если проект "Союзные коридоры" будет сопрягаться с программами ООН, ЕС и других мировых организаций. При поддержке правительств могут быть образованы инвестиционные синдикаты "отечественных" банков. Не останутся в стороне и государственные бюджеты.

Для организации работ по такому глобальному проекту мало усилий правительств, особенно в наших условиях. Решения на высшем уровне - это действительно необходимое, но не вполне достаточное условие для реализации глобальных проектов. Нужно участие широких кругов деловой общественности, банковской и торгово-промышленной, которые будут кровно заинтересованы в реализации глобального проекта "Союзные коридоры". Уже сейчас этими кругами формируются различные региональные временные администрации МТК, в частности консорциум "Балтийский", созданный по инициативе правительств Москвы и Санкт-Петербурга как администрация участка ОЕТК # 9.

Сложная структура грузопотоков через порты на Балтийском море, тесное переплетение интересов грузоотправителей и перевозчиков различных грузов - наливных, насыпных и контейнерных, то есть нефтяных, угольных, химических, машиностроительных и других компаний и их трейдеров, - диктуют необходимость поиска оптимального решения балтийского транзита в комплексе.

Нельзя не учитывать интересы России в Балтии, особенно в портах Вентспилса, Риги, Клайпеды и Таллина. Полезно привлечь к сотрудничеству и компании Швеции, Польши и Финляндии в деле создания российско-евразийского маршрута контейнерных перевозок. Проходя через порты Калининграда и Вентспилса, он мог бы дополнить маршрут российских грузов через финскую Котку, а белорусских - через Клайпеду. Решения по строительству железной дороги "Белоруссия-Калининградская область" через территорию Польши и по унификации тарифной политики Литвы, Белоруссии и России (Калининградская область) также следует искать только путем компромисса при решении в целом задачи оптимизации грузопотоков через порты Балтийского моря.

Безусловно, в первую очередь Россия должна искать оптимальное решение организации меридионального транзита "Север-Юг" в интересах повышения эффективности своей экономики. Однако его реализация отвечала бы также интересам союзных государств: Белоруссии и в ближайшей перспективе, возможно, Молдавии. Логично это сделать в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 г., ратифицированного обеими палатами наших государств. Разумеется, его содержание требует корректировки и дополнений. Но это уже дело парламентов - Союзного и национальных.

Для разработки и реализации глобального проекта Евразийской транспортной системы было бы целесообразно создать межгосударственные некоммерческие партнерские структуры: сначала белорусско-российское - "Балтийский союз", а в перспективе и черноморско-каспийские союзы. Фактически это должны быть "деловые клубы" предпринимателей СНГ по интересам в мировом транзите, которые могли бы играть роль временных администраций в комплексном проекте "Союзные коридоры".

Концепция создания межгосударственных некоммерческих партнерских структур, исполняющих функции администраций в глобальном проекте создания и развития международных транспортных коридоров Союзного государства (и заинтересованных ННГ), вполне отвечает задачам строительства гражданского общества в России и Союзе и при этом соответствует принятым правилам организации мировой торговли. Этим идеям еще предстоит проверка на прочность в Союзном парламенте, выборы в который должны пройти в конце года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1735
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4267
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2344
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2656

Другие новости