0
1405
Газета СНГ Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Президента Белоруссии выбирает Россия?

Тэги: синицын, белоруссия, президент, выборы, россия


синицын, белоруссия, президент, выборы, россия

-ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ, как вы оцениваете нынешнее состояние российско-белорусских отношений?

- Они зашли в тупик. И в Белоруссии, и в России очевидно, что дальнейшее развитие Союза невозможно без его международного признания. А признание невозможно, потому что в Белоруссии не существует общепризнанных структур власти. Пока не признают только парламент, но ведь именно парламент определяет те условия, по которым будет избран новый глава нашего государства. Что же мы получим после выборов? Избранный согласно правилам, установленным непризнанным парламентом, непризнанный президент формирует непризнанное правительство, назначает непризнанных судей и глав местной администрации. Ни один орган власти в стране не признан международными организациями!

- Какая разница для России? Лишь бы мы признавали!

- И что? Россия готова сегодня к тому, что все ее договоренности, достигнутые с нелегитимным в глазах мирового сообщества руководством будут оспорены в суде? Россия готова к тому, что белорусский голос - голос союзника - не будут учитывать при голосовании в международных организациях, в том числе созданных согласно договорам, определяющим баланс сил в мире? Ни для кого не секрет, что есть договора, в том числе касающиеся актуальной сегодня темы ПРО и СНВ, которые до сих пор не ратифицированы Минском, а если нынешний парламент и попробует их ратифицировать, то CШA просто не признают такой ратификации. А ведь от этого теоретически зависит безопасность не только самой Белоруссии, но и России.

Наконец, есть и еще один фактор - экономический. Будет ли готова Россия к тому, чтобы перекрывать многомиллионную международную помощь, направленную на ликвидацию последствий Чернобыля в Белоруссии? Ведь это ответственность перед живыми людьми, причем колоссальная!

- Я думаю, российских государственных деятелей это мало волнует.

- Ошибаетесь! После истории с Бородиным - волнует. Впервые факт непризнания Союза сказался именно на российском гражданине - этого мало?

- Но как легитимировать Союз, как добиться его признания?

- Нужно добиться признания властных структур Белоруссии. Для этого следует добиться признания хотя бы одного документа, принятого белорусским парламентом, - постановления о назначении выборов. Если те условия, в которых будут проходить выборы, будут соответствовать общепринятым европейским стандартам демократичности, Европа их признает.

- Даже если выберут Лукашенко?

- Даже если выберут Лукашенко. Но - честно. Чтобы наблюдатели могли свободно присутствовать на участках при подсчете голосов, чтобы людей толпами не загоняли на досрочное голосование, чтобы были обеспечены условия, хотя бы приблизительно сопоставимые с теми, что имеет сам Лукашенко. Я вообще не понимаю, чего он боится. У него ведь рейтинг значительно выше, чем у любого его соперника.

- Но проиграть он все равно может?

- Он и проиграет. 68% избирателей ждут, хотят перемен и не связывают их с личностью Лукашенко. Он если даже и хочет блага для страны, то уже не может ничего ей дать; мировоззрение Александра Григорьевича не позволяет пойти на перемены. За семь лет правления народ устал от крика, который доносится из телевизора, от бесконечных "разносов" и "накачек" государственному аппарату. Ресурс легитимного насилия исчерпан.

- А каково сейчас отношение к России в Белоруссии?

- Падает рейтинг Лукашенко - падает и рейтинг того курса, который с ним ассоциируется Пять лет назад идею единого таможенного пространства поддерживало свыше 80% населения республики - сeйчaс эта цифра уменьшилась вдвое. Отождествление пророссийского курса с политиком, теряющим популярность, приводит к тому, что мы наблюдали в случае с Милошевичем, когда вместе с грязной водой выплеснули и ребенка.

- А был ли, по вашему мнению, "ребенок"?

- Был. И все еще есть. Нам экономически и политически выгодно находиться в союзе с Россией, но нынешняя власть сделала из Союза игрушку, а президента России пытается изобразить в виде предвыборного зазывалы-агитатора. И я понимаю Лукашенко: рейтинг Путина в глазах белорусских избирателей выше его собственного. Слово Путина не менее весомо, чем слово белорусского народа, тем более что среди той части общества, которая до сих пор не определилась, за кого голосовать - а это в целом около 50% избирателей, - практически все чиновники, руководители предприятий и организаций всех уровней. Они уже поняли, что нынешний экономический курс ведет в тупик, но не хотят терять благосклонности России - Белоруссии ведь без России никуда. Вот и ждут отмашки от Москвы.

- Недавнюю "ярмарку политических невест", заехавших из Минска в Москву, вы с этим связываете?

- Конечно. Только я бы не стал их так резко оценивать. Просто люди увидели, что поодиночке они не обладают тем весом, который позволил бы им получить поддержку российского руководства. Вот и решили действовать вместе.

- А вы что предлагаете?

- Я выдвинул свою программу видения того, что будет с Белоруссией после выборов. Она называется "Пять с плюсом". Выйти из политического и экономического кризиса можно, лишь добившись гражданского согласия, а для этого власть должна быть авторитетна и легитимна. История учит нас, что в условиях, когда органы власти не обладают легитимностью, власть берется по праву силы - как в 1997 году. Народы хорошо помнят, что из этого получилось. Повторения этого нельзя допустить. Белоруссии нужна политическая поддержка России в том, чтобы не допустить делегитимации системы власти.

- По вашему мнению, Россия будет вести свою игру в ходе выборов?

- Конечно! Интересы у нее в Белоруссии действительно большие. Президент может смениться, а интересы останутся.

- Это циничный подход.

- Это прагматичный подход.

- Но вы же - гражданин Белоруссии.

- Интересы Белоруссии сегодня как раз в том и состоят, чтобы максимально ускорить реформы с учетом российских достижений и российских ошибок. Это уникальный шанс - пойти путем, плюсы и минусы которого уже известны. Не будет реформ - мы просто задохнемся, наша экономика рухнет. Я понимаю, что слово "реформа" у многих вызывает изжогу, но бежать на месте, да еще в никуда, больше нельзя. Пять лет страна жила без инвестиций, изолированно от новых технологий. Наша продукция уже сегодня не пользуется спросом в России, а что будет, когда Россия сможет позволить себе покупать более дорогую, но более качественную продукцию? Союз подразумевает равенство. Нужно выравнять экономические условия хозяйствования, базовые понятия. Нельзя совместить капитализм с уродливым социализмом. Дружат со спасательным кругом, а не со ржавой болванкой, привязанной к ноге вместо гири. Россия может без нас выплыть, а вот Белоруссии без России - сложно.

- Вы считаете, что Лукашенко вообще ничего хорошего не принес стране?

- Я такого не говорил. В первые полтора года действительно была заложена основа системы социальной защиты. Но затем она тоже была изуродована - ее донорскую основу полностью уничтожили. Во имя этой системы он придушил все то, что не нуждалось в дотациях, а могло зарабатывать деньги и финансировать социальную защиту. Идея социального равенства была понята по-большевистски: все равны, но все нищие. Экономическая политика последних пяти лет привела к стагнации частного предпринимательства, а государственный сектор в одиночку не может справиться с необходимым количеством рабочих мест. В результате - скрытая безработица: все работают, а зарплату получают нищенскую.

- Но ведь подняли зарплату...

- И получили новый виток цен! Цены - мировые, иногда даже выше, а зарплата? Цены на продукты питания в России уже ниже, чем у нас, а стоимость рабочей силы - наоборот. И потом, вместе с ростом минимальной зарплаты выросли и все налоги, штрафы, пошлины. В результате народ уже ощутил, что он не выиграл, а проиграл. Лично против Лукашенко я ничего не имею, но его экономический курс ни один человек, хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономике, одобрить не может. Я и в отставку в 1996 году ушел, потому что издержки этого курса были слишком очевидны.

- Так что, Александра Григорьевича поправить было некому?

- Вот мы и вернулись к главному вопросу - о власти. Как может парламент поправить президента, когда депутаты не только лишены полномочий, но и не признаны миром? Как может его поправить суд, когда нелегитимный судья, выносящий приговор, в глазах не признающего его полномочий Запада сам превращается в преступника? И как может поправить его даже Россия, если сам Александр Григорьевич в любой момент может повернуться к Кремлю спиной? Он ведь не раз это уже делал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1863
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4485
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2447
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2798

Другие новости