0
1907
Газета СНГ Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Национальный некрополь "Куропаты" под угрозой

Тэги: куропаты, захоронения, жертвы, репрессии, нквд


КУРОПАТЫ. Название этого места под Минском, которое сейчас известно всему миру, впервые появилось на страницах белорусской печати в конце 80-х гг. Урочище Куропаты - место захоронения жертв политических репрессий НКВД в 30-40-е гг. Слово это звучит сейчас в сердцах белорусов как символ памяти и боли по безвинным жертвам тех страшных лет. О том, что творилось здесь, общественность узнала благодаря исследованиям и публикациям Зенона Позняка и Евгения Шмыгалева и раскопкам археологов. Было установлено, что в 30-40-х гг. теперь уже прошлого столетия в Куропатах были расстреляны, вероятно, сотни тысяч человек. Сегодня здесь тысячи могил, над которыми возвышаются кресты┘

Официальные власти по требованию общественности назначили государственную комиссию во главе с тогдашним генеральным прокурором республики Тарнавским. В результате нескольких месяцев работы следователей, криминалистов и других специалистов на месте массовых захоронений выводы археологов подтвердились. И уже в 1993 г. урочище Куропаты было внесено в государственный реестр историко-культурных ценностей Белоруссии как место гибели жертв политических репрессий в 30-40-е гг. ХХ столетия. Правда, потом находились деятели, которые пытались доказать, что в могилах - жертвы фашистского режима. Была назначена вторая комиссия, которая работала в 1998-1999 гг. Выводы ее, к сожалению, не были обнародованы. Возможно, по той причине, что не отвечали заказанной версии┘

Тем не менее Куропаты все-таки стали национальным некрополем. И вот сейчас над этим местом нависла опасность: через урочище должна пройти Минская кольцевая дорога. Причем проект реконструкции трассы не был представлен на обсуждение общественности. Строители игнорируют обязательный в таких случаях надзор специалистов Института истории Национальной академии наук, не говоря уже об элементарной технике безопасности. Земляные работы ведутся практически без рабочих чертежей и без плана организации строительства. И начались они почему-то ранее намечавшихся сроков (работы были запланированы на 2003-2005 гг.).

Чтобы не допустить уничтожения могил сотен тысяч безвинных жертв, на пути бульдозеров встали активисты "Молодого фронта", "Европейского пути" и некоторых других молодежных организаций. Юноши и девушки дежурили на месте развернувшегося строительства дни и ночи напролет. Пытались вести беседы с прорабом, который руководил рабочими. Однако его ответ был короток: нам приказали продвигаться по 20 метров каждый день - иначе будем уволены┘

Лидеры молодежных организаций заявляют, что ребята прекратят дежурство в этом месте только в том случае, если увидят, что строительство кольцевой автодороги пойдет в стороне от Куропат. И никаким словесным обещаниям властей они не намерены верить. Для разрешения конфликта общественные организации, политические партии, профсоюзы, представители интеллигенции, ученые объединились в движение - общественную инициативу "За спасение мемориала "Куропаты". В направленном властям обращении они требуют срочно прекратить строительство дороги в районе Куропат, провести дополнительные археологические исследования и начать диалог с представителями общественности. В качестве первоочередной меры называется и возведение ограды вокруг мемориала. Члены общественной инициативы "За спасение мемориала "Куропаты" хотят привлечь внимание всех граждан Белоруссии к этому месту с одной целью: чтобы каждый осмыслил, что случилось с белорусским народом в ХХ столетии. И сделал все, чтобы такое больше никогда не повторилось.

Конфликт в Куропатах дошел до стен белорусского парламента. Прервав свое участие в очередном заседании сессии нижней палаты Национального собрания, депутаты Ольга Абрамова, Владимир Навосяд и Мария Худая срочно выехали в урочище Куропаты, чтобы встретиться с представителями общественных объединений, которые выставили здесь живой кордон, чтобы воспрепятствовать расширению дорожной полосы за счет могил жертв НКВД. Вместе с ними в переговорах участвовал и недавно назначенный министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Михаил Боровой. После обмена мнениями стороны, кажется, пришли к компромиссу. Решено, что в течение двух недель археологи проведут здесь дополнительные исследования на той части территории, по которой должен пройти новый участок дороги. Если никаких захоронений не будет выявлено, то строительство дороги продолжится. Министр транспорта и коммуникаций отметил в разговоре, что дорожники планируют при въезде в Куропаты обустроить автостоянку, подземные переходы, а в местах, где дорога будет примыкать к предполагаемому нахождению могил, - специальные подпорные стенки. Впрочем, несмотря на принятое решение, пикетчики пока не покидают урочище Куропаты.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
493
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
595
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
422

Другие новости