0
949
Газета СНГ Интернет-версия

12.10.2001 00:00:00

Защитит ли Россия "своих"?

Александр Шушаников

Об авторе: Александр Павлович Шушаников - член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ, заместитель председателя республиканского славянского движения "Лад".

Тэги: россия, угроза, конфликт, соотечественники


СЕГОДНЯ, когда Россия стоит перед угрозой втягивания в глобальный военный конфликт, причем этот конфликт разрастается в непосредственной близости от ее границ, она просто обязана уделить особо пристальное внимание своим соотечественникам. До сих пор неясно, кто организовал последние террористические акты в США, но крупномасштабные военные действия, которые готовятся против террористов на территории стран исламского мира, ударят и по России. Население постсоветских государств Средней Азии и Казахстана - это свыше 50 миллионов человек, и более 6 миллионов из них - российские соотечественники - первыми примут удар. Готова ли Россия к такому повороту событий? Сможет ли она хотя бы принять беженцев, волна которых уже сегодня захлестывает южные рубежи России? А что будет завтра? Сможет ли Россия не только защитить своих соотечественников, но и защитить свои интересы, сохранить территориальную целостность, а в конечном счете - сохранить свою государственность?

Немногие из государств могут похвастаться столь мощной законодательной и нормативной базой по части взаимодействия со своими соотечественниками, какая создана в настоящее время в Российской Федерации. Уже в 1994 году определены основные направления государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, обозначены не только конкретные мероприятия, но и определен механизм их реализации, назначены даже ответственные за их реализацию министерства и ведомства. Но, к сожалению, программа реализовалась лишь частично: только один из четырех ее разделов - по социально-культурным мероприятиям - осуществился на деле. Ни политико-правовые, ни дипломатические, ни экономические меры так и не заработали. В 1996 году принимается уже более расширенная программа мер по поддержке соотечественников за рубежом. В ней, в частности, предусматривается уже продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного с теми государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута. Русский язык стал государственным к тому времени только в Белоруссии да в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Пять лет спустя дело не стронулось с мертвой точки. И эта правительственная программа в основных своих направлениях так и не заработала.

1 июня 1999 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Закон воистину выстрадан не только самими соотечественниками, но и депутатами Государственной Думы, поскольку обсуждался в Думе около двух лет, закону пришлось преодолеть даже вето президента. Но суть политики государственных ведомств Российской Федерации так и осталась без изменений. А охарактеризовать эту суть можно только отсутствием всякой политики в отношении 25 миллионов российских соотечественников, не по своей воле оказавшихся за пределами России. Уже в преамбуле закона о соотечественниках заложено очень важное для российской государственности понятие континуитета: Россия есть не только правопреемник, но и продолжатель Российского государства, Российской Республики, РСФСР и СССР. Это очень важная констатация очевидного факта, признанного всем международным сообществом и нашедшего уже сейчас отражение во многих международных договорах и соглашениях.

Именно исходя из принципа преемственности российской государственности в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", пожалуй, впервые в законотворческой практике России были соотнесены очень многие важные положения: была создана необходимая правовая база для создания законов о миграции, иностранных гражданах, о российском гражданстве и т.д. Однако до сих пор нет реального правового механизма для защиты прав соотечественников, как и многих законов.

Хотелось бы надеяться, что главным результатом конгресса станет создание Федерального агентства по делам соотечественников при президенте Российской Федерации. Проблемы соотечественников должны разрешаться не на общественном, а на самом высоком государственном уровне. Почему именно при президенте? Уже хотя бы потому, что в новой российской истории президент - пока самая стабильная фигура. Бесконечная чехарда со сменой правительств привела к тому, что правительственная комиссия по делам соотечественников длительное время бездействовала и только недавно активизировала свою работу. К сожалению, на первых порах ее деятельность сводилась к распределению тех скудных средств, что предусматриваются в российском бюджете на оказание помощи соотечественникам, тогда как основным направлением ее деятельности должна стать реализация мер, направленных на поддержку сильных и дееспособных организаций соотечественников как центров кристаллизации российской диаспоры в СНГ.

Пока же чиновниками предлагается создать очередную международную общественную организацию, через которую, очевидно, будут распределяться деньги из российского бюджета. Уже тот факт, что (как записано в проекте устава) собираться эта общественная организация будет один раз в два года, говорит о многом.

Один из главных вопросов - это определение вектора государственной миграционной политики, от правильного разрешения которого во многом будет зависеть и будущее самой России. Другая важная для нас проблема - проблема приобретения российского гражданства. Думаю, что конгресс должен высказаться о главных принципах проектов нового закона о гражданстве. Разумеется, всех проблем за два дня не решить, но сам факт проведения конгресса говорит о том, что проблема российских соотечественников наконец-то из разряда общественных превращается в государственную.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1175
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3132
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1768
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2110

Другие новости