0
3094
Газета СНГ Интернет-версия

24.11.2001 00:00:00

Как Россия спасла Лукашенко

Тэги: лукашенко, конституционный, суд, 1996


Некогда председатель правительства России Виктор Черномырдин, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев и председатель Совета Федерации Егор Строев, летевшие по своим делам в другом от Белоруссии направлении, вдруг неожиданно изменили маршрут передвижения и приземлились в ночь с 21 на 22 ноября 1996 года в столице Белоруссии. Их якобы неожиданный визит был спланирован и вызван сложной общественно-политической ситуацией в братской стране. В это время Конституционный суд Белоруссии готовился рассмотреть дело "О нарушении президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Конституции Республики Беларусь". В Верховном Совете группа депутатов включила в повестку дня вопрос об импичменте. Чтобы не доводить обстановку до кровопролития, "три богатыря" из России (так их называли в то время в народе) решили помочь и уговорили президента Александра Лукашенко, спикера Верховного Совета Семена Шарецкого и председателя Конституционного суда Валерия Тихиню подписать "Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь".

Документ этот с оговорками и правками, недавно опубликованный на страницах негосударственной прессы, начинается так: "Мы, президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. и председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шарецкий С.Г., исходя из интересов белорусского народа и в целях обеспечения в республике гражданского мира и стабильности согласились о нижеследующем <...>". Гарантом законности этого соглашения между Лукашенко и Шарецким выступил председатель Конституционного суда Тихиня. О чем договорилась тогда "троица" в условиях полной конфиденциальности? Вот как комментирует текст подписанного соглашения Михаил Пастухов, с апреля 1994 года по январь 1997 года работавший судьей Конституционного суда Белоруссии. "Пункт первый Соглашения гласил: "Президент Республики Беларусь отменяет свои указы от 5 ноября 1996 года # 455 и от 7 ноября 1996 года # 459". Первый указ устанавливал, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через обязательный референдум. По сути, подзаконный акт, каковым является указ президента, был издан в форме конституционного закона. Другим своим указом президент "отменил" заключение Конституционного суда от 4 ноября 1996 года, в соответствии с которым итоги голосования по вопросу о внесении поправок в Конституцию могли иметь лишь рекомендательный характер".

По мнению юриста, это - беспрецедентный факт в мировой юстиции. Ведь решение Конституционного суда обладает высшей юридической силой и никем не может быть отменено. Тем не менее в условиях белорусской действительности оно было отменено единоличным актом президента .

Кроме того, указ Александра Лукашенко установил, что "деятельность государственных органов <...> препятствующая проведению в Белоруссии республиканского референдума 24 ноября 1996 года, подлежит прекращению, а виновные в этом лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством". Другими словами, 7 ноября 1996 года Александр Лукашенко ввел в стране прямое президентское правление, захватив всю государственную власть и отменив действие Конституции. Пункт второй Соглашения предусматривал, рассказывает Михаил Пастухов, что Верховный Совет в лице его председателя обеспечивает отзыв из Конституционного суда предложения депутатов о даче заключения на предмет нарушения президентом республики Конституции. А Конституционный суд в ответ на такое обращение прекратит 22 ноября дело о нарушении президентом Белоруссии Конституции.

После проведения референдума предполагалось сформировать Конституционное собрание. Оно должно было в течение трех месяцев на основе текста изменений и дополнений Конституции, получивших большинство на республиканском референдуме, принять новую редакцию Конституции. Документ обязывал две стороны - президента Белоруссии и председателя Верховного Совета республики - не предпринимать никаких действий по досрочному прекращению полномочий соответственно - Верховного Совета и по смещению президента с должности. Было решено, что Соглашение вступит в силу со дня его подписания, то есть ночью 22 ноября.

Дальнейшие события показали, что гладко все было только на бумаге. Пропрезидентская фракция в Верховном Совете, руководимая другом главы государства Владимиром Коноплевым, фактически отказалась ратифицировать подписанный ранее документ и заблокировала принятие решения. Это дало повод Александру Лукашенко обвинить высший орган законодательной власти в срыве договоренностей. Белорусский лидер решил, что он больше не связан никакими обязательствами, и продолжил проводить свою политическую линию в канун референдума. Ну, а то, что случилось потом, помнят уже многие. Белорусскому народу была предложена для голосования новая Конституция. В последующем некоторые заложенные в ней нормы послужили основанием главе государства для роспуска Верховного Совета и прекращения деятельности первого состава Конституционного суда Белоруссии. Сейчас, по прошествии пяти лет, многие в Белоруссии склоняются к мысли, что "ночное соглашение" 22 ноября нужно было прежде всего Александру Лукашенко, который почувствовал, что власть от него может уйти. И удержать ее помогли высокопоставленные российские государственные мужи.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
725
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
638
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
752
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости