0
1049
Газета СНГ Интернет-версия

29.09.2005 00:00:00

В Тбилиси все еще ждут Путина

Тэги: грузия, чубинишвили


грузия, чубинишвили Ираклий Чубинишвили стал самым молодым грузинским послом в России.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Грузино-российские отношения последних лет напоминают качели. Весной вроде бы обозначилась тенденция к улучшению – Тбилиси и Москва договорились о сроках и даже о графике вывода российских военных баз. Потом было летнее затишье. Сейчас – новое обострение, на этот раз из-за ситуации в Южной Осетии. Как вы все это оцениваете?

 

– Россия – партнер Грузии, и я думаю, что подобные инциденты не должны осложнять наши отношения. В то же время России следует более активно участвовать в урегулировании конфликтов на территории Грузии. Если Москва выступает посредником в этом процессе, то и действовать нужно целенаправленно, а не пассивно. Именно этого и добивается Тбилиси от Москвы. Для нас главное заключается в том, что Россия признает территориальную целостность Грузии. Не надо забывать и то, что, несмотря на периодически возникающие недоразумения, наши страны объединяют тесные экономические, политические и культурные связи. Так исторически сложилось, и мы должны сотрудничать и работать вместе. Другого просто не дано.

 

– Тем не менее парламент Грузии рассматривает вопрос о выводе российских миротворцев с территории Абхазии и Южной Осетии. Насколько обоснованной вы считаете такую постановку вопроса?

 

– Если парламент рассматривает этот вопрос, значит, депутаты считают, что российским миротворцам следует лучше исполнять свои обязанности. Если их работа неэффективна, то нет смысла им там находиться. Суть нынешней проблемы в том, что в цхинвальских торжествах по случаю очередной годовщины никем не признанной независимости Южной Осетии российские военные допустили участие в параде тяжелой техники южноосетинской армии. А ведь есть специальное соглашение между Россией, Грузией и Южной Осетией, по которому в зоне грузино-осетинского конфликта не могут находиться ни танки, ни бронетранспортеры, ни тяжелые орудия. За этим и должны следить миротворцы. К тому же обсуждаемый в парламенте Грузии вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии – это позиция законодательной власти. Последнее слово за нашим президентом и правительством. Если исходить из документов, которыми я располагаю, речь пока идет не о выводе миротворцев, а о том, чтобы они в короткий срок наладили свою работу. Ситуация в Южной Осетии и без того сложная. Эта небольшая по размеру территория не контролируется никем, именно поэтому она остается очагом напряженности. Нужны серьезные переговоры – без этого ничего не изменится. Мы это понимаем и подчеркиваем, что готовы к переговорам по любым вопросам и пойдем на серьезные компромиссы. Только другая сторона, чувствуя поддержку определенных сил в России, отмахивается от любых наших предложений, отказывается что-либо обсуждать, то и дело заявляя о выходе из переговорного процесса. Я думаю, что провокации вокруг Южной Осетии и Абхазии не случайны. Есть люди, которые не заинтересованы в том, чтобы динамика российско-грузинских отношений была положительной. А как расценивать заявления, которые делают отдельные российские политики о том, что пора признать Абхазию и Южную Осетию как независимые государства? Уверяю вас, в Грузии никто и никогда с этим не согласится. Мы добиваемся восстановления целостность страны. Важно и то, что Россия признает территориальную целостность Грузии. Значит, надо найти механизмы, чтобы это юридическое признание не противоречило реальному положению дел.

 

– В общем, в политическом плане напряженность между Тбилиси и Москвой преодолеть пока не удается. А как с экономическими связями? Или здесь тоже застой и дальше планов, озвученных в свое время переехавшим из Москвы в Тбилиси Кахой Бендукидзе, дело не идет?

 

– Да нет никакого застоя. Сейчас у нас очень важный совместный экономический проект по восстановлению железной дороги через Абхазию. Кроме того, развиваются связи в энергетической и транспортной сферах. Активно заработала межправительственная комиссия по экономическим вопросам. Позиции РАО «ЕЭС» в Грузии укрепляются. Еще пример: крупный государственный банк России – Внешторгбанк появился на грузинском рынке, купил акции одного нашего банка и теперь активно финансирует энергетические программы. Так что никакого застоя у нас нет, мы плотно сотрудничаем с Россией. И весьма эффективно.

 

– А российский «Газпром» не допустили к приватизации грузинских магистральных газопроводов... Есть версия, что это было сделано под давлением США. Действительно все так и было?

 

– Я тоже слышал эту версию, но, конечно, ничего серьезного за подобными слухами нет. На самом деле речь идет о трубопроводе, по которому через территорию Грузии российский газ поставляется в Армению. Трубопровод не приватизирован, а остается в государственной собственности. Какие-то переговоры с «Газпромом» велись, и, судя по всему, они ничем конкретным не завершились. Но чтобы кто-то приватизировал наш трубопровод, а «Газпром» к этому не допустили, такого не было и быть не могло. Уверен, если наш газопровод будет продаваться, то обязательно на открытых торгах, с участием всех заинтересованных кампаний.

 

– В последнее время все меньше слышно о перспективах подписания «большого» российско-грузинского договора. Почему, по-вашему, застопорилась работа над этим важнейшим документом?

 

– Она вовсе не застопорилась. Напротив, договор почти готов, дипломаты с обеих сторон работают очень активно. Просто кое-что нужно чуть-чуть доработать. В основном все пункты договора согласованы, он готовится к подписанию. Но для подписания нужен очень веский, хороший повод. Скажем, визит президента России в Грузию. Михаил Саакашвили на недавнем саммите СНГ в Казани пригласил Владимира Путина приехать в Тбилиси. Мы надеемся, что этот визит состоится. Это крайне важно для нормализации наших отношений.

 

– Назначение послом в России – ваш дипломатический дебют. Как восприняли такую перемену в карьере?

 

– Я был бы неискренен, если бы сказал, что ждал этого назначения. Конечно, благодарен президенту за то, что он принял такое решение. Думаю, со временем смогу сделать кое-что, чтобы улучшить наши отношения.

 

Из досье «НГ»
Новому послу Грузии в РФ Ираклию Чубинишвили 35 лет. Родился в Тбилиси. Выпускник экономического факультета Тбилисского госуниверситета. В 1999–2003 гг. – член парламента Грузии. В 2004–2005 гг., до назначения послом в РФ, возглавлял администрацию президента Грузии. Свободно владеет русским и английским языками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2231
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4995
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2749
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3163

Другие новости