0
633
Газета СНГ Интернет-версия

03.10.2008 00:00:00

Ереванская многовекторность


Пятидневная война в Грузии затронула все государства региона. Национальные экономики из-за коммуникационных разрывов понесли убытки. Особенно в тяжелом положении оказалась Армения. Находящаяся и без того в полублокадном положении из-за неурегулированных отношений с Азербайджаном и Турцией, она из-за войны в Грузии оказалась отрезанной от внешнего мира. Убытки экономики оценены в полмиллиарда долларов.

В августе выявилась хрупкость связей Армении с миром, что побудило Ереван к активизации поисков транспортных артерий. Нормализация отношений с Азербайджаном – процесс совершенно неопределенный. Озаботившаяся ситуацией в регионе Турция сделала лишь пробные шаги в плане установления связей с Арменией. При отсутствии выбора Еревану не остается ничего иного, как интенсифицировать отношения с Тегераном. Тем более что в последние годы была заложена качественная база. Вашингтон, являясь инициатором антииранской линии, понимает положение Армении и на складывающуюся ось Ереван–Тегеран смотрит снисходительно. А Москва – с интересом, отводя своему стратегическому союзнику Еревану значительную роль в геополитическом проекте Север–Юг, в который может быть вовлечен Иран.

Под качественной базой, заложенной для успешного развития армяно-иранских отношений, в первую очередь следует понимать встречи на высоком уровне. Переговоры президентов Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада, выявившие ряд общих экономических интересов, привели к созданию межправительственной комиссии, курирующей реализацию нескольких проектов в сфере энергетики.

Впрочем, в отношениях Еревана и Тегерана стала проявляться и чисто политическая составляющая. Так, в начале июля секретарь Высшего совета национальности Ирана Саид Джалили предложил секретарю Совета национальной безопасности Армении Артуру Багдасаряну начать двусторонние политические консультации между службами национальной безопасности двух стран и пригласил его посетить Иран. Предложение было принято армянской стороной. Это вряд ли реверансы Тегерана в сторону Еревана. Армения для Ирана так же важна, как Иран для Армении.

Тегеран не скрывает амбиций на региональное лидерство. С учетом реалий Южного Кавказа армянское направление наиболее перспективно для подтверждения этой заявки. Не случайно то, например, что Тегеран все активнее изъявляет желание включиться в урегулирование карабахской проблемы. Формирование возможной оси Тегеран–Ереван стало бы своего рода противовесом уже сформировавшейся оси Баку–Анкара. Можно также предположить, что Тегеран уязвлен неким пренебрежительным отношением Анкары, предложившей «Платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК), в которой не нашлось места Ирану, и теперь Тегеран может разработать собственный аналог этой идеи. Но это лишь предположение.

Возвращаясь к теме армяно-иранских отношений, следует отметить, что в них на данный момент доминирует экономическая составляющая. Это подтвердилось, к слову, во время войны в Грузии в августе. Более 70% армянских грузоперевозок осуществляется через территорию Грузии. Ущерб местной экономики из-за остановки Грузинской железной дороги (ГЖД) был бы куда больше, чем объявленные 500 млн. долл., если б не автомагистраль Иран–Армения. По словам министра транспорта и связи РА Гургена Саркисяна, с помощью Ирана удалось организовать доставку в Армению дизельного топлива и зерна. Тогда же актуализировался вопрос соединения Армянской железной дороги (АЖД) с иранской.

Российские железные дороги (РЖД), взявшие в концессионное управление АЖД, изъявили готовность финансировать этот дорогостоящий проект. Деньги также могут вложить иранская сторона и ряд международных организаций, в том числе Всемирный банк и Армянский банк развития. Армения может получить альтернативный железнодорожный выход на Иран и через него – в азиатские страны. Эта дорога может стать интересным решением также для России и европейских стран. При реализации железнодорожного проекта новым смыслом наполнится ирано-армянская договоренность об использовании иранских портов на Каспийском море и берегах Персидского залива армянскими грузоперевозчиками по льготным тарифам: можно будет говорить о полном прорыве Арменией своего полублокадного положения. Подобное развитие событий приведет к усилению геополитической функциональности Еревана. Примерно так, как это произошло в энергетике после ввода в эксплуатацию газопровода Иран–Армения. Другой интересный энергопроект стороны только начинают осуществлять. Речь идет о строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) под Ереваном. По мнению экспертов, запуск НПЗ позволит Армении полностью решить внутренние потребительские проблемы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1335
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
987
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1184
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
768

Другие новости