0
996
Газета Коллекция Интернет-версия

23.11.2001 00:00:00

В историю - на паровозе

Тэги: музей, техника, паровоз


Начиная с 80-х годов в ряде крупных городов Советского Союза стали задумываться над созданием музеев железнодорожной техники. На Западе подобные музеи существовали уже не один десяток лет.

В числе тех, кто занялся в России созданием музея, были и ростовские энтузиасты из Всероссийского общества любителей железных дорог. Это благодаря им первым музейным экземплярам было найдено довольно-таки любопытное применение - их пустили по туристическим "тропам". Новость о том, что на Северо-Кавказской железной дороге стали ходить туристические ретропоезда на паровой тяге, моментально привлекла внимание любителей путешествий из Англии, Германии, США┘ Маршруты ретропоездов пролегали по городам Кавказских Минеральных Вод и Черноморскому побережью. Последний такой ретротур на СКЖД был организован в 1997 г. Сейчас ретропоезда еще продолжают колесить по Октябрьской железной дороге и Транссибу, но стоят эти путешествия отнюдь не дешево.

Экспонаты для музея железнодорожной техники его создатели находили порой в самых неожиданных местах - в отдаленных городах Урала, Сибири, Прибайкалья. Уже через десять лет ростовская коллекция по количеству и ценности экспонатов, исключая питерскую, опередила все существующие в России. Однако почти все экспонаты - а это 17 паровозов и несколько десятков старых вагонов и тепловозов - находятся сегодня на запасных путях станции Ростов-Западная и пока недоступны простому посетителю.

Сегодня приобретение паровозов для музея исчисляется единицами в год, поскольку в 60-70 годах этот вид транспорта практически весь был пущен на металлолом. В ростовской коллекции наиболее пожилой из находящихся здесь "стальных коней" - паровоз серии "Э-у" # 709-84, 1930 года выпуска.

Есть в музее и восстановленные образцы именных серий - паровозы "Феликс Дзержинский", "Серго Орджоникидзе". А вот "Иосифа Сталина" нет. Единственный экземпляр этого паровоза - на постаменте в Киеве.

Паровозы именной серии "Феликс Дзержинский" заслуживают отдельного разговора. Их было выпущено немного - чуть более 3 тыс. "Железный Феликс" считался самым мощным из всех серийно выпускаемых в Советском Союзе паровозов, а габариты его внушительны: длина - около 30 м, высота колес - более полутора.

Один из последних образцов, на котором прекратилось советское паровозостроение, - машины серии "П-36". Их начали выпускать сразу после войны и закончили лишь в 1957 г. Это самый высокий в мире и самый быстрый из отечественных паровозов - его конструктивная скорость 125 км/час.

Есть в коллекции Дорожного музея СКЖД еще один интересный экземпляр - паровоз серии "Э-м" # 72168, который несмотря на свой преклонный возраст еще может эксплуатироваться на полную катушку. Их начали выпускать во время Первой мировой войны, а закончили лишь в 1948 г. - рекорд для одной модели. Машины серии "Э-м" теперь остались только на памятниках.

Отдельного рассказа заслуживают салон-вагоны, или, как их еще называют, "штабные". До революции в императорских поездах были вагоны с особым внутренним устройством, служебные, в которых ездили министр путей сообщения, начальники дорог, председатели правления дорог. В годы советской власти также выпускались специальные салон-вагоны с богатым внутренним убранством, предназначенные для крупных партийных деятелей, ответственных работников, высоких военных чинов. Такой вагон-салон типа "СКВ-7" есть и в ростовской коллекции. Он рассчитан только на командира и двух гостей или же охраны.

Хранится в музее и самый старый из доживших до наших дней на территории России пассажирских вагонов. Это деревянный вагон каретного типа с закругленными бортами, который был сделан на заводе английской фирмой "Глостер" в 1868 г. по заказу Российских казенных железных дорог. К сожалению, внутреннее оборудование вагона полностью разрушено.

Ростовская коллекция железнодорожной техники, без сомнения, одна из богатых в России. К сожалению, большинство экспонатов для будущего музея находится на запасных путях станции Ростов-Западная. На строительство музея нужна немалая сумма, исчисляемая несколькими миллионами рублей. Но город не собирается финансировать строительство. В этой ситуации остается надеяться только на Управление Северо-Кавказской железной дороги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
458
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
571
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
482
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
394

Другие новости