0
693
Газета Колонки Интернет-версия

01.12.2007 00:00:00

В моем возрасте стыдно говорить вещи, в которые сам не веришь

Владимир Этуш

Об авторе: Старейший актер Театра имени Евг.Вахтангова, посвятивший ему более 60 лет. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ

Тэги: актеры, гонорары


Раньше, когда выпускника принимали в Театр Вахтангова ≈ это было для него величайшим счастьем. У него язык не поворачивался спросить, что он будет играть. Понятно, его это волновало, но все вопросы задавались вскользь, исподволь. А тут ≈ в лоб! Сегодня это в порядке вещей. Даже артист, который уже какое-то количество лет проработал в театре, хочет быть свободным и ставит условия: я играю этот спектакль, этот и этот, но прошу перевести меня на контракт. Кто-то уходит за рублем, кто-то за творчеством, но обычно это совпадает. В антрепризе артист получает несоизмеримо больше, чем в репертуарном театре. О кино я уж и не говорю.

Актерство ≈ это не просто талант. Это еще и умение «переливаться» из состояния в состояние. Это трудно объяснить словами, потому что это живет в актере на уровне ощущений, интуиции. Собственно, на вступительных экзаменах мы именно этим и занимаемся: определяем, есть ли в природе человека эта трансформируемость или нет. Но это качество ≈ не ответ на вопрос, без чего актера быть не может. Это дилетантский подход! Мы должны угадать предназначенность сцене. Дело же не в том, как абитуриент читает стихотворение или прозу, а в том, как он их чувствует.

Конечно, ошибки бывают. Таланту научить нельзя, но мастерству ≈ можно. Это чем-то похоже на огранку драгоценностей. Или на ваяние: говорил же Роден, что он просто отсекает все лишнее от куска мрамора. Хотя, на мой взгляд, будущему актеру и что-то «прилепить» тоже нужно.

Конкурс в наше училище от 80 до 100 человек на место. Многие из тех, кто каждый год пытается преодолеть заветную черту, имеют о театре весьма смутное представление. Идет коллоквиум, последнее испытание. Мальчик, который очень неплохо прошел все предыдущие, на вопросе, какие пьесы написал Чехов, берет длинную паузу, а потом выдает ≈ «Мать»! Я его отправил, конечно, но интересно другое ≈ что его привело в театральный вуз? Казалось бы, этим надо жить, иначе чего ты сюда идешь?

Но нередко даже те, кто в состоянии отличить Чехова от Горького, не представляют, какая это трудная профессия. Прослужить всю жизнь в театре непросто. Тяжелее, нежели в другом каком-то учреждении. Впрочем, сейчас в театре не служат. Работают┘

И все-таки, в отношении судеб русского театра я оптимист. Я не лукавлю. В моем возрасте стыдно говорить вещи, в которые сам не веришь. Он будет жить до тех пор, пока нужен людям. А нужен он будет всегда ≈ живого сопереживания чужой боли или радости ни одно другое искусство человеку дать не может.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2361
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5205
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2891
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3344

Другие новости