0
1439

03.03.2009 00:00:00

Куда "исчезают" верующие во время поста?

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

Тэги: рпц, пост


В России начался Великий пост. Судя по данным опроса Аналитического центра Юрия Левады, соблюдать его «как должно» собираются лишь 3% наших соотечественников. Поститься «частично» намерены 17%. Поститься в последнюю неделю – 4%. Это очень яркий и наглядный показатель для страны с декларируемым «православным большинством». Для этого «большинства» Пост – прекрасная возможность на деле продемонстрировать реальность своего существования. Этого не происходит. Мифический организм распадается на атомы, на монады.

Как сообщали нам в декабре социологи ВЦИОМ, православными считают себя 73% (!) россиян. Русская Православная Церковь, выдвигая общественные инициативы, всякий раз ссылается на поддержку 70-80% населения. Спрашивается: куда исчезают эти проценты, когда дело доходит до Поста? Ни за что не поверю в то, что 60% православных встречает Чистый понедельник беременными. Или кормящими матерями.

Любая религия предполагает, в частности, что верующий человек вполне добровольно совершает некое усилие над своими привычками. Вы не найдете ни одной религии, предписывающей человеку оставаться таким, какой он есть. Христианство, как и любая религия, социально. Т.е. предполагает некий набор вполне определенных поведенческих актов, практик и стратегий. К таким практикам, безусловно, относится пост. Совершенно не понятно, что вкладывает в понятие «православный» человек, называющий себя православным и при этом не ощущающий никакой необходимости придерживаться конкретных поведенческих стратегий.

О Великом Посте говорят на ТВ и в радиоэфире, пишут на страницах газет и журналов. Вот и я пишу о нем колонку. При этом медиазначение Поста существенно превышает его социальное значение┘

В минувшее воскресенье коллега по работе прислал моей жене SMS (выбранная форма коммуникации сама по себе забавна) следующего содержания: «Простите меня за обиды вольные и невольные». На дворе было Прощеное воскресенье. Жена далека от православия и о том, что нужно отвечать в таких случаях, представления не имеет. Варианта реакции было, в общем два. Либо ответить: «Бог простит, и я прощаю». Либо не отвечать ничего. Была избрана вторая модель поведения – и вот почему.

Православные практики, жесты и ритуалы, конечно, присутствуют в нашем обществе на уровне «пустых знаков», бессодержательных автоматизмов. «Христос воскресе!» - говорят друг другу люди, никогда не бывшие в церкви и не знающие, какой рукой нужно креститься. Они же констатируют тоном, исполненным предельной значимости: «Пост начинается!» Они же просят друг у друга прощения в Прощеное воскресенье, пекут блины почему-то именно на Масленицу и т.д., и т.п. Все бы ничего, если бы автоматизмам не начинали придавать значение, им не присущее.

Будучи осознанно-религиозными, все вышеописанные жесты и практики являются сугубо субкультурными. Русское православие сегодня – это субкультура. Коллега моей жены принадлежит к этой субкультуре. О религиозности моей жены он не имеет представления. При этом в его исполнении «простите!» - это не жест профана, а жест осознанно-религиозный. Адресация подобного сообщения человеку, чья религиозность – terra incognita, отражает неверные представления об обществе, в котором живут адресант и адресат. Это представления о православном обществе, которое в действительности вполне секулярно.

Православным (тем самым, которых 3-4%, а не 70-80%) стоило бы трезво оценить свое положение в обществе, а именно положение субкультуры. В этом нет ничего обидного или ущемляющего их права (во время Поста эти права, кстати, соблюдаются чуть ли не в заведениях быстрого питания). Такого рода оценка автоматически ограничит сугубо религиозные практики кругом «своих», «тех, кто в теме». Всем будет только лучше: никакого конфуза┘

Дело в том, что экспансия Поста или Прощеного воскресенья за рамки православной субкультуры смущает. Заставляет чувствовать себя неловко, будто ты не соответствуешь чьим-то ожиданиям или не знаешь чего-то такого, что знать положено. А ведь, на самом деле, вовсе не положено. Дело каждого – знать или не знать, делать или не делать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
648
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
823
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
696
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
562

Другие новости