МНЕНИЕ
В 1921 г. итальянский генерал Джулио Дуэ издал книгу "Господство в воздухе". Потеряв чувство меры, он провозглашал, что главное в вооруженной борьбе - завоевание и удержание господства в воздухе и что наземные (сухопутные) войска, создавая благоприятные условия для массированного применения авиации, должны только обслуживать ВВС, которые развернут наступательные военные действия и решат исход войны.
Теория отечественного и зарубежного военного искусства, а также опыт войн XX в., особенно Второй мировой и Великой Отечественной, опровергли главное в "теории Дуэ" - способность авиации самостоятельно решить исход вооруженного конфликта. Вместе с тем подтвердилось и рациональное зерно концепции: постоянно возрастающая значимость, во-первых, борьбы за завоевание и удержание господства в воздухе в современных условиях (а на ближайшую перспективу и в воздушно-космическом пространстве) в интересах прежде всего успешного проведения операций Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), а во-вторых, надежной защиты объектов тыла и фронта от ударов авиации противника и создания благоприятных условий для ведения операций и боевых действий своих ВВС.
ТИПИЧНАЯ БОЛЕЗНЬ
Теория и практика отечественного военного искусства утвердили положения о том, что завоевание и удержание господства в воздухе - одна из важных стратегических задач всех видов ВС и что основная роль в решении этой проблемы принадлежала, принадлежит и будет в обозримом будущем принадлежать Военно-воздушным силам - ныне преобразованным (объединенным) ВВС России.
Идеолог танковой войны, английский генерал Джон Фуллер - автор "теории малой армии" - считал, что и авиация, и сухопутные войска существуют для обеспечения ведения успешных военных действий бронетанковыми объединениями (соединениями), которым и принадлежит решающая роль в достижении целей вооруженного конфликта. Этот не менее радикальный ход мыслей имел последователей в других странах мира. Наиболее ярким из них был генерал немецкой армии Хейнц Гудериан. Опыт Второй мировой и Великой Отечественной опрокинул исключительную (по Фуллеру) роль танковых войск в достижении целей войны в целом. Вместе с тем он показал стремительно возрастающую роль бронемашин в прорыве обороны противника и в обеспечении сухопутным войскам высоких темпов наступления, а также в придании устойчивости обороне.
Главный маршал британских ВВС Артур Гаррис (командующий в 1942-1946 гг. бомбардировочной авиацией Великобритании) в своей книге "Бомбардировочное наступление", ссылаясь на опыт Второй мировой войны, выдвинул идею, что необходимо, во-первых, отказаться от родов войск; во-вторых, превратить СВ и ВМФ в обеспечивающие средства бомбардировочной авиации (БА), которая составляет решающую силу в достижении целей вооруженного конфликта. Практика напрочь отвергла крайность теории Гарриса, но показала, что БА, особенно ее стратегическим и тяжелым бомбардировщикам, по праву принадлежит важная роль в решительном огневом поражении объектов глубокого тыла противника (агрессора), а также важных объектов в оперативной глубине фронтов.
Новизне концепций и теорий Дуэ, Фуллера и Гарриса присуща одна "болезнь": потеря чувства меры в оценке возможностей тех или иных сил (средств) вооруженной борьбы. Однако их концепции вызвали горячие споры, дискуссии, которые в конечном счете оказали негативное влияние на строительство ВС ряда государств по причине неразумного распределения объемов военных бюджетов стран по родам войск. Данная "болезнь" носит довольно устойчивый характер, проявляется в различных формах в разных странах и особенно ярко обнаруживает себя в периоды реформирования вооруженных сил или военной организации государства в целом.
Свежим примером этому служит широкая дискуссия, развернувшаяся в наших СМИ по одному из центральных вопросов теории и практики военного искусства: роли наступления и обороны - двух основных видов действий ВС. Особенно жестко споры разгорелись после опубликования Указа президента РФ от 16 июля 1997 г., в котором определена одна из главных задач реформирования Вооруженных сил РФ - переход от пятивидовой к четырехвидовой оргструктуре путем преобразования ВВС и ПВО в один вид - Военно-воздушные силы. Дискуссия стала менее жесткой после того, как в установленный срок (к 1 января 1999 г.) указ президента был выполнен. Итоги стратегических командно-штабных учений "Запад-99" показали, что эти реформы способствуют укреплению национальной безопасности России в военной области.
Важно и то, что теперь за успешное ведение военных действий (например, при отражении воздушно-космического нападения агрессора, проведении воздушных наступательных и оборонительных операций и др.) в единой воздушно-космической сфере несет ответственность один вид ВС, а не два, как было ранее.
Окончательное решение проблемы видится в возложении на Военно-воздушные силы полной ответственности за ведение военных действий в воздушно-космической сфере. Для этого целесообразно передать из РВСН в состав объединенных ВВС войска ракетно-космической обороны (РКО), ранее входившие в ПВО. Эта задача может быть решена при претворении в жизнь "Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г." в части преобразования структуры ВС РФ на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море.
ПОИСК ПОДХОДОВ
30 июня 1999 г. в Министерстве обороны РФ состоялась научно-практическая конференция Академии военных наук (АВН), посвященная рассмотрению перспектив развития геополитической обстановки в мире и проблемам оборонной безопасности России (см. "НВО" N 27, 1999 г.). Свидетельством большой значимости конференции явилось то, что в ее работе приняли активное участие высшее руководство Минобороны РФ во главе с министром обороны маршалом Игорем Сергеевым, главнокомандующие видами Вооруженных сил, представители правительства, Госдумы, РАН, МВД, ФАПСИ, МЧС и других организаций и ведомств России.
Ход конференции показал, что научный подход к строительству ВС (в определенной мере нашедший отражение в деятельности АВН), особенно в период их реформирования, имел и имеет в новых геополитических условиях важную не только теоретическую, но и практическую значимость.
Однако и на конференции не обошлось без "потери чувства меры". Представляется, что таковым является принципиально важное для теории и практики военного искусства положение из содоклада главнокомандующего РВСН генерал-полковника Владимира Яковлева, что "...давно устарело разделение видов ВС по ответственности за ведение боевых действий в различных геофизических средах".
Это важное заявление (по своим последствиям в случае его реализации) главком РВСН дает в качестве одного из примеров, подтверждающих мысль о необходимости серьезного энциклопедического пересмотра сложившихся понятий военного искусства, т.е. как бы мимоходом. Если априори принять, что устарело разделение видов ВС по ответственности за ведение боевых действий в различных геофизических сферах, то в ходе дальнейшего реформирования Вооруженных сил РФ будет логично считать, что устарело и деление их на виды: СВ (суша), ВМФ (море), ВВС (воздушное пространство). А в связи с этим естественно потребуется и пересмотр энциклопедического понятия "вид Вооруженных сил". В качестве обоснования такого "энциклопедического пересмотра" понятий его автор приводит положение о том, что в современных условиях боевые действия на театрах войны ведутся разнородными группировками войск; планирование и управление их применением осуществляется оперативными командованиями на ТВД.
Главком РВСН в своем содокладе ничего не предложил взамен "старомодного" разделения видов ВС по ответственности за ведение боевых действий в различных геофизических сферах, не изложил (хотя бы в общих чертах) своего видения нового понятия "вид Вооруженных сил".
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ
В соответствии с "Советским Энциклопедическим словарем" вид Вооруженных сил - это "составная часть вооруженных сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве). Включает в свой состав различные рода войск (рода сил), специальные войска, тыл... Каждый вид вооруженных сил возглавляется главнокомандующим и имеет главный штаб". Именно из энциклопедической трактовки следует, что каждый из видов ВС имеет своим предназначением ведение военных действий (а не боевых действий) в определенной геофизической сфере. И это принципиальное понятие не потеряло своей значимости.
В самом деле: Сухопутные войска не могут нести ответственность за ведение военных действий на море, а ВМФ - на суше, и наоборот.
Кстати, весьма важно. Не стоит отождествлять, тем более путать, такие важные понятия, как "военные действия" и "боевые действия". Они различны по своей сущности.
Военные действия - понятие оперативно-стратегическое и стратегическое. Оно присуще стратегическим, оперативно-стратегическим и оперативным объединениям ВС и включает в себя подготовку и ведение операций, а также боевых действий.
Операции и боевые действия - взаимосвязанные составные части военных действий.
Операции проводятся оперативными, оперативно-стратегическими объединениями различных видов ВС в целях решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на ТВД. Они ведутся в ограниченный период времени.
Боевые действия, в отличие от операций, ведутся непрерывно в течение боя (операции) соединениями, частями, подразделениями, а также одиночными боевыми средствами (самолетами, кораблями) с целью решения в основном тактических и реже оперативно-тактических задач.
Таким образом, виды ВС ведут военные действия. Отождествление двух понятий ведет к путанице, а в военном искусстве это весьма опасно.
ВОПРЕКИ КОНЦЕПЦИИ
С принципиальными положениями тезисов генерал-полковника Владимира Яковлева трудно согласиться.
Предложение главкома РВСН противоречит одному из главных положений "Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г." (ряд положений этого документа, утвержденного президентом России 30 июля 1998 г., изложены в ходе пресс-конференции министра обороны РФ - см. газету "Красная звезда" от 13 августа 1998 г.).
В этом основополагающем документе военной реформы определено: "Осуществить преобразование структуры Вооруженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша; воздух-космос; море".
Из этого следует, что к 2005 г. необходимо решить важнейшую и в то же время весьма сложную задачу реформирования ВС России: осуществить переход от четырехвидовой к трехвидовой оргструктуре, в основу которой, как следует из вышеприведенного положения "Основ...", заложен принцип усиления разделения видов Вооруженных сил по ответственности за ведение военных действий в трех геофизических сферах.
Усиление ответственности Военно-морского флота за ведение военных действий на море (океанских ТВД) на конференции АВН было достаточно убедительно показано главнокомандующим ВМФ адмиралом Владимиром Куроедовым. Красной нитью его содоклада явилась мысль о повышении ответственности флота за эффективное ведение операций в начальный период войны на океанских (морских) направлениях, утверждая которую, а следовательно, и идею об усилении разделения ответственности видов Вооруженных сил за ведение военных действий по присущим им геофизическим сферам, главком ВМФ тем самым, по существу, опроверг тезисы главкома РВСН об "устаревшем разделении видов ВС".
Выше было показано, что проявившаяся в создании объединенных ВВС России тенденция разделения сфер ответственности видов Вооруженных сил уже привела к положительным результатам.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Об усилении ответственности вида ВС за ведение военных действий в той или иной геофизической среде свидетельствует и опыт строительства вооруженных сил зарубежных стран. Рассмотрим, например, Объединенные ВВС НАТО. Они постоянно совершенствуются с целью эффективного решения в минимальный срок после начала обычной войны важнейшей стратегической задачи - завоевания господства в воздухе в интересах создания благоприятных условий для ведения эффективных военных действий Объединенных СВ и Объединенных ВМС НАТО. Авиационная группировка на Западе насчитывает порядка 5 тыс. боевых самолетов, что в количественном соотношении по сравнению с российской (на западе) составляет порядка 6,5:1 не в нашу пользу.
Завоевание и удержание господства в воздухе на театре военных действий - одна из основных стратегических задач ВС государства, в решении которых участвуют все виды Вооруженных сил. Однако, как показывает опыт войн XX в., решающая роль в ее решении принадлежала, принадлежит и на ближайшую обозримую перспективу будет принадлежать Военно-воздушным силам, что свидетельствует о возрастания разделения ответственности видов ВС за ведение военных действий в определенной геофизической сфере.
Усиление значимости ответственности видов ВС за ведение военных действий в присущих им геофизических сферах идет особенно эффективно за счет поступления на вооружение высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "корабль-поверхность". Подтверждением этому является обычная крупномасштабная война З0 государств мира во главе с США против Ирака в 1991 г. и агрессия 19 стран НАТО против Югославии в 1999 г.
Приведенные доказательства и обоснования являются достаточными, чтобы стала очевидной несостоятельность и неприемлемость положения о том, что "...давно устарело разделение видов ВС по ответственности за ведение боевых действий в различных геофизических сферах".
СОВМЕСТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
В качестве обоснования того, что идея разделения видов ВС по ответственности за различные геофизические сферы устарела, называется положение о том, что в современных условиях на театрах войны боевые действия ведутся разнородными группировками войск, т.е. планируются и проводятся совместные операции. Это утверждение - совершенно справедливое и очень важное в теории и практике военного искусства. Однако оно не может ни в коей мере служить подтверждением тезиса о "древности" разделения ответственности между видами ВС за ведение военных действий в различных геофизических сферах.
Совместные операции начали проводиться давно. Первыми из них явились морские десантные операции (МДО) такие, как операция англо-французских войск в Крымскую войну 1853-1856 гг.; Керченско-Феодосийская; Новороссийская в Великую Отечественную войну; Нормандская десантная операция во Второй мировой войне. В последней силы вторжения союзников насчитывали свыше 2 млн. 876 тыс. чел., около 11 тыс. боевых самолетов, до 7 тыс. кораблей и судов. Она проводилась при полном господстве союзников в воздухе, а также на море.
Во всех названных (и неназванных) МДО участвовали три вида ВС: СВ, ВМФ (ВМС), ВВС. Но решающая роль в них принадлежала Сухопутным войскам (пехота, морская пехота с артиллерией, танками и т.д.). Ибо только СВ способны при самой активной поддержке сил флота и авиации овладеть плацдармом высадки ("зацепиться за берег"), укрепиться на нем и развить наступление с целью решения главной задачи МДО.
Все операции на фронтах Великой Отечественной были совместными, и решающая роль в них принадлежала Сухопутным войскам, действующим в главной для них геофизической сфере - на суше. Так, в Сталинградской битве, состоявшей из ряда оборонительных и наступательных совместных операций, решающую роль сыграли СВ, в особенности войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, которые при поддержке объединений ВВС в период с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. осуществили стратегическое контрнаступление. В результате была окружена и разгромлена самая крупная в истории войн группировка немецко-фашистских войск в составе 330 тыс. чел.
Другой пример. В апреле 1945 г. перед войсками 3-го Белорусского фронта стояла главная цель - разгромить Кенигсбергскую группировку немцев и овладеть городом, для обороны которого германское командование привлекло 130 тыс. солдат и офицеров, до 4 тыс. орудий и минометов, более 100 танков и штурмовых орудий, 170 боевых самолетов. Город прикрывался 56 зенитными батареями (450 стволов). Вокруг Кенигсберга и внутри его гитлеровцы создали четыре оборонительные полосы. Внутренняя полоса включала в себя 15 мощных фортов, а также доты и дзоты с солидными гарнизонами.
Орудия, танки и минометы войск фронта не могли сделать брешь в такой мощной оборонительной полосе. Тогда по решению Генерального штаба ВС СССР 7 апреля 1945 г. впервые за ВОВ по укреплениям Кенигсберга был нанесен дневной массированный авиационный удар силами Дальней авиации (ДА). В нем участвовали 514 дальних бомбардировщиков при обеспечении 118 Ил-2 и Пе-2 и 232 истребителями. По опорным пунктам и фортам города в течение 60 минут был нанесен невиданной силы за время Великой Отечественной войны огневой авиационный удар с применением 3743 авиабомб, в том числе впервые примененных новых авиабомб ФАБ-5000 общим весом 550 т. В результате форты Кенигсберга были разрушены, и через проломы, сделанные ДА, войска 3-го Белорусского фронта вошли в город и овладели им. Дальняя авиация потерь не имела.
Это яркий пример совместной операции сил (средств) СВ и ВВС, но при решающей роли Сухопутных войск в достижении цели.
В современных условиях яркими примерами возрастания ответственности видов ВС за ведение военных действий в соответствующей геофизической сфере являются война в Персидском заливе (1991 г.), а также события в Дагестане.
Сторонники того, что идея разделения видов ВС по ответственности за ведение военных действий на суше, море и в воздушно-космическом пространстве устарела, по существу, отрицают (в лучшем случае не учитывают) оперативно-стратегические свойства, объективно присущие каждому виду Вооруженных сил независимо от их национальной принадлежности.
Так, например, ВВС обладают такими оперативно-стратегическими свойствами, как универсальность, высокая мобильность, сочетаемая с межконтинентальной дальностью полета, многогранность объема выполняемых основных задач в обычной войне (особенно крупномасштабной), способность эффективно применять высокоточное и неуправляемое авиационное оружие. Но ВВС не могут овладеть территорией или удержать ее. Это - основное оперативно-стратегическое свойство Сухопутных войск.
Успех современных операций (боевых действий) на суше, море и в воздушно-космическом пространстве во многом будет определяться своевременностью и всесторонней отработкой взаимодействия между видами ВС в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, а также надежностью работы автоматизированных систем управления.
* * *
В содержательной и весьма актуальной (в свете реформирования военного образования в ВС России) статье Вадима Соловьева, опубликованной в "НВО "N 34, 1999 г., есть важная мысль: "...труды военного теоретика Александра Свечина, значимость которого мы только открываем для себя в России, студенты в Монтерее (США) изучают уже не один десяток лет". Радостно за международную значимость поистине передовой русской военной мысли, но печально, что в нашем Отечестве ее не замечают (или не хотят замечать), а еще хуже - отмахиваются.
В своем труде "Стратегия" (1927 г.) Свечин писал: "... стратегия является продолжением, частью политики". А так называемую стратегию воздушного флота, морскую стратегию, стратегию колониальной войны он относил к терминологии, основанной на недоразумении.
Завершая, хочу выразить уверенность в том, что читатель поймет правильно: статья не направлена против личности. Ее цель - добиться единства понимания положений отечественного военного искусства, считая "потерю чувства меры" в том или ином вопросе теории и практики военного искусства недоразумением.