0
1254
Газета Концепции Интернет-версия

23.10.1999

Военная доктрина Российской Федерации

Тэги: доктрина безопасность

Введение

Военная доктрина Российской Федерации (далее - военная доктрина) представляет собой систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих официальных взглядов (установок) на предотвращение войн и вооруженных конфликтов, их характер и способы ведения, организацию деятельности государства, общества и граждан по обеспечению военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации Российской Федерации, динамичной трансформации системы международных отношений.
Положения военной доктрины как составной части комплекса нормативных правовых, концептуальных и программных политических документов, регламентирующих и организующих деятельность в области обеспечения военной безопасности, являются обязательными для всех органов исполнительной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, на которые законодательством Российской Федерации возложена, в пределах их обязанностей и полномочий, ответственность за организацию и осуществление военного строительства, решение задач обороны и безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Военная доктрина развивает "Основные положения военной доктрины Российской Федерации" 1993 года и конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Она опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на выводы из системного анализа содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина Российской Федерации имеет сугубо оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Структура военной доктрины включает три взаимосвязанные части: военно-политические основы, военно-стратегические основы и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Военно-политические основы являются определяющими по отношению к остальным частям военной доктрины.
Правовую базу военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные обязательства Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Реализация военной доктрины достигается единым централизованным государственным и военным управлением, скоординированной деятельностью, в пределах их компетенции, всех ветвей и органов государственной власти, общественных объединений и граждан по осуществлению комплекса политико-дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.


1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Военно-политическая обстановка

1.1. Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций: с одной стороны - к утверждению однополюсного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы, военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики, с другой, - к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права.
Российская Федерация исходит из того, что социальный прогресс, стабильность и международная безопасность могут быть обеспечены только в рамках многополюсного мира, и всячески содействует его формированию.

1.2. Основные черты военно-политической обстановки:
снижение угрозы развязывания мировой войны, в том числе ядерной;
развитие механизмов поддержания международного мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях;
формирование и укрепление региональных центров силы;
усиление национально-этнического и религиозного экстремизма;
активизация сепаратизма;
эскалация локальных войн и вооруженных конфликтов;
усиление региональной гонки вооружений;
распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки;
обострение информационного противоборства;
расширение масштабов и углубление транснационального характера организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков.

1.3. Основные дестабилизирующие факторы военно-политической обстановки:
поддержка экстремистских национально-этнических, религиозных сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
использование информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий для достижения деструктивных военно-политических целей;
снижение эффективности существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
практика проведения военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права, без санкции Совета Безопасности ООН;
нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения.

Основные угрозы военной безопасности

1.4. В современных условиях угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников в традиционных формах предотвращается проведением активного внешнеполитического курса, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем, ряд потенциальных внешних и внутренних угроз военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в том числе крупномасштабных, сохраняется, а на ряде направлений усиливается.

1.5. Основные внешние угрозы:
территориальные претензии к Российской Федерации;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
очаги вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи границ Российской Федерации и ее союзников и прилегающих к их территории морях;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников;
ввод иностранных войск (без санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных с Российской Федерацией государств;
создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации и ее союзников;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации и границах ее союзников;
действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, обеспечения функционирования стратегических ядерных сил, предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
международный терроризм.

1.6. Основные внутренние угрозы:
попытки насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских национально-этнических, религиозных сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение государственного единства, территориальной целостности, дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения, информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности

1.7. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
Главная цель обеспечения военной безопасности - создание благоприятных внешних условий существования и прогресса Российской Федерации, предотвращение военной агрессии путем поддержания военной мощи государства на уровне, гарантирующем адекватное реагирование на существующие и потенциальные военные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Российская Федерация:
исходит из незыблемости системы общепризнанных принципов и норм международного права, неуклонно следует положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений 1975 и 1992 годов, Парижской хартии 1990 года, других международных договоров и соглашений, участницей которых является;
не начнет первой военные действия против государства (группы, коалиции государств), если сама (или ее союзники) не подвергнется вооруженной агрессии;
сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее или ее союзников;
придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества независимых государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
отдает предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз в рамках систем общей и всеобъемлющей коллективной безопасности на региональных и глобальном уровнях;
строго соблюдает действующие договора в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
пунктуально выполняет свои взаимосвязанные обязательства по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности, сохранения баланса стратегических вооружений как гарантии от возврата к глобальному силовому противостоянию и гонке вооружений, при условии приверженности этим целям и других государств, в первую очередь США, сохранения и укрепления Договора по ПРО 1972 года;
выступает за придание универсального характера режиму нераспространения, за прекращение и всеобъемлющее запрещение испытаний, а в перспективе и в качестве конечной цели - за полную ликвидацию ядерного оружия;
содействует всемерному расширению мер доверия в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.

1.8. Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.

1.9. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использование;
соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

1.10. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:
а) в мирное время:
формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;
создание благоприятных внешнеполитических условий;
строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы агрессии любого масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого государства или группы государств;
обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления военно-морского присутствия;
осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению внешних и внутренних угроз;
совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
охрана и защита Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;
развитие необходимой военной инфраструктуры;
организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по обеспечению военной безопасности;
обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.
б) в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):
своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в готовность к выполнению задач;
приостановка выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений;
координация действий органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);
организация и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
введение в действие нормативных правовых актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;
организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
использование возможностей ООН, других международных организаций по принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и мира.

1.11. Качественное совершенствование средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличение ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространение на новые сферы, возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяют особую опасность современных войн для народов и государств, международной стабильности и мира, обусловливают жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Руководство обеспечением военной безопасности

1.12. Деятельность по обеспечению военной безопасности Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

1.13. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по обеспечению военной безопасности, их мобилизационной подготовкой, организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами, а также осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны.

1.14. Другие федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах прав, обязанностей и полномочий, определенных федеральным законодательством Российской Федерации, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению военной безопасности.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности.

1.15. Управление Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

1.16. Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития компонентов военной организации государства, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу.

1.17. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирует разработку планов строительства и применения компонентов военной организации государства, их оперативной и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также оперативное оборудование территории Российской Федерации в интересах обороны и взаимодействие при выполнении задач по обеспечению военной безопасности.

1.18. Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами в установленных границах ответственности с учетом единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации.

1.19. Для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением высших органов государственной власти стран-участниц коалиции создаются соответствующие объединенные органы военного управления.

1.20. В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование военного строительства, применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в интересах обороны, а также планирование, предусматривающее разработку документов долгосрочного (10-15 лет), среднесрочного (4-5 лет) и краткосрочного (1-2 года) характера на основе программно-целевого подхода.

1.21. Порядок организации руководства обеспечением военной безопасности страны в особый период, создание и функционирование органов государственного и военного управления военного времени регламентируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военная организация государства

1.22. Для обеспечения своей военной безопасности Российская Федерация создает военную организацию государства.
Военная организация государства включает Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предназначены для выполнения задач по обеспечению военной безопасности военными средствами и методами, а также органы управления ими.

1.23. Ядро военной организации государства, основу обеспечения военной безопасности составляют Вооруженные Силы Российской Федерации.

1.24. Вооруженные Силы Российской Федерации имеют на оснащении ядерное оружие.
Российская Федерация рассматривает ядерное оружие как действенный фактор сдерживания от агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
Российская Федерация исходит из необходимости обладать потенциалом ядерного сдерживания, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству - агрессору либо коалиции государств в любых условиях обстановки.
Российская Федерация не применит ядерное оружие против государств -участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае вторжения или любого другого нападения на Российскую Федерацию, ее территорию, ее вооруженные силы или другие войска, ее союзников, или на государство, с которым она имеет обязательство в отношении безопасности, осуществляемых или поддерживаемых таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Строительство и подготовка военной организации государства

1.25. Главной целью строительства и подготовки военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

1.26. Основные принципы строительства и подготовки военной организации государства:
адекватный учет выводов из анализа состояния и прогноза перспектив развития военно-политической обстановки;
централизация руководства;
единоначалие на правовой основе;
соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности и подготовки органов военного управления и войск (сил), их структуры, боевого состава и численности подготовленного резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;
единство обучения и воспитания;
реализация общегражданских политических прав и свобод, обеспечение социального статуса, уровня жизни военнослужащих.

Строительство и подготовка компонентов военной организации государства - Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов - существляются в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.

1.27. Главные приоритеты строительства и подготовки военной организации государства:
создание и совершенствование единой системы управления военной организацией;
развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное);
комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

1.28. Основные направления строительства и подготовки военной организации государства:
приведение объема и содержания задач военной организации государства, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности;
совершенствование, повышение качественного уровня и эффективности системы государственного и военного управления;
совершенствование военно-экономического обеспечения;
совершенствование стратегического планирования;
повышение эффективности систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, военной науки;
совершенствование системы комплектования (на базе смешанного, контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением удельного веса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
укрепление организованности, правопорядка и воинской дисциплины;
проведение активной государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан;
развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации, ее правоотношений с гражданским обществом и государством.

1.29. Радикальные изменения военно-политической обстановки, содержания задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации определяют основное содержание комплексной военной реформы - составной части и приоритетной задачи современного этапа военного строительства.
В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие новости