0
6363
Газета Концепции Интернет-версия

23.10.1999

Военная доктрина Российской Федерации: ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


2. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Характер войн и вооруженных конфликтов

2.1. Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и вооруженных конфликтов исключительно в целях предотвращения, отражения и пресечения агрессии, защиты независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

2.2. Характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей, масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война может быть:
по военно-политическим целям - справедливой (для стороны, подвергшейся агрессии); несправедливой (для стороны, предпринявшей агрессию);
по применяемым средствам - ядерной (с применением ядерного и других видов оружия массового поражения); обычной (с применением только обычных средств поражения);
по масштабам - локальной; региональной; мировой.

2.3. Основные общие черты современной войны:
распространение на все сферы жизнедеятельности и существования человечества;
широкое использование непрямых стратегических действий (политико-дипломатических усилий по предотвращению войн и вооруженных конфликтов;
экономических санкций; средств информационной борьбы; морской, воздушной и наземной блокады путей сообщения; демонстрации силы и др.);
массированная информационная подготовка (информационная блокада, экспансия, агрессия), дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
дезорганизация системы государственного и военного управления;
блокирование (вывод из строя) систем управления войсками и оружием;
использование неконтактных, других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
высокая вероятность вовлечения новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств;
участие наряду с регулярными нерегулярных (в том числе незаконных) вооруженных формирований.

2.4. Мировая война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной, региональной войны, вовлечения в них значительного количества (большинства) государств из различных регионов мира.
Обычная мировая война будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с неизбежными массовыми жертвами и разрушениями, катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.
В мировой войне, как ядерной, так и обычной, стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политико-правовых, организационно-технических и иных международных гарантий недопущения новой мировой войны в любых ее формах.

2.5. Региональная война может вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта, либо ей может предшествовать угрожаемый период.
Военные действия в обычной региональной войне могут характеризоваться:
решительностью оперативно-стратегических целей сторон;
ведением вооруженной борьбы во всех сферах;
действиями группировок коалиционного состава;
массированным применением высокоточного оружия различного базирования, средств радиоэлектронной и других современных видов вооруженной борьбы;
поражением войск (сил), объектов тыла, экономики и коммуникаций на всей территории противоборствующих сторон;
проведением воздушной операции, в ходе которой будут решаться стратегические задачи, способные определить ход и исход войны.
Обычная региональная война, в случае участия в ней ядерных государств либо их союзников, будет характеризоваться постоянной угрозой применения ядерного оружия.
В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Она потребует полного стратегического развертывания вооруженных сил и экономики, высокого напряжения духовных сил основных государств-участников.

2.6. Цели мировой (региональной) войны могут быть достигнуты, а их исход предрешен в рамках начального периода.
Основным содержанием начального периода войны явится напряженная вооруженная борьба с целью отражения (пресечения) агрессии, а также борьба за овладение стратегической инициативой, за сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.

2.7. Обычная мировая (региональная) война может иметь затяжной характер. В этом случае ее цель будет достигаться в последующих и завершающем периодах.

2.8. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их усилением, при необходимости, за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания.
В локальной войне стороны будут преследовать ограниченные военно-политические цели.

2.9. Локальная война характеризуется:
участием ограниченных сил и средств сторон;
ведением военных действий в границах противоборствующих государств;
очаговыми боевыми действиями;
острым информационным противоборством.

2.10. Вооруженный конфликт может стать следствием попыток разрешить национально-этнические, религиозные и иные некоренные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, как правило, без проведения стратегического развертывания.
Вооруженный конфликт может возникнуть в формах вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).
В вооруженном конфликте стороны преследуют частные военно-политические цели.

2.11. Вооруженный конфликт характеризуется:
высокой вовлеченностью и уязвимостью местного населения;
применением нерегулярных формирований;
широким использованием диверсионных и террористических действий;
блокированием и нарушением коммуникаций;
сложностью морально-психологической обстановки вокруг войск;
вынужденным отвлечением значительных сил и средств для обеспечения безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться временные объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.
Основы применения Вооруженных Сил и других войск

2.12. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (Вооруженных Сил и других войск), всех компонентов военной организации государства, использование всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, в том числе ядерных (с учетом характера и масштабов военной угрозы) для отражения и пресечения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
Вооруженные Силы и другие войска могут применяться также для локализации и нейтрализации антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих суверенитету, территориальной целостности и государственному единству Российской Федерации, выполнения задач при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и международными обязательствами Российской Федерации.

2.13. Применение Вооруженных Сил и других войск осуществляется в рамках единого стратегического планирования.

2.14. Цель применения Вооруженных Сил и других войск:
в обычной мировой (региональной) войне, в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств), - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение и пресечение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
в ядерной войне, если не удалось сдержать агрессора, предотвратить эскалацию обычной мировой или региональной войны, - гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
в локальных войнах и вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, нейтрализация агрессора на возможно более ранней стадии, предотвращение эскалации военных действий, создание предпосылок для прекращения войны (принуждения к ее прекращению), урегулирования конфликта на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и стабильности, оказание необходимой помощи населению и создание условий для полномасштабного урегулирования на основе Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации.

2.15. Основные формы применения Вооруженных Сил и других войск:
а) стратегические операции, операции и боевые действия - в мировой и региональных войнах;
б) операции и боевые действия - в локальных войнах и вооруженных конфликтах;
в) операции по поддержанию мира.

2.16. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий - как оборонительных, так и наступательных - при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения во всех его разновидностях.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-космического нападения и решение, совместно с другими войсками, задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
В интересах обеспечения национальной безопасности Российская Федерация может размещать на договорной основе в стратегически важных регионах мира ограниченные воинские контингенты (военные базы) для обеспечения готовности выполнить свои обязательства, содействовать формированию и поддержанию устойчивого военно-стратегического баланса сил, адекватно реагировать на возникновение кризисных ситуаций на их начальной стадии.

Задачи Вооруженных Сил и других войск

2.17. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:
эффективное и твердое руководство штабами и войсками (силами);
своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников;
поддержание состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
содержание вооружения и военной (специальной) техники и запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
выполнение задач боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;
полное и качественное выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания войск (сил);
обеспечение готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение;
охрана Государственной границы;
создание и поддержание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации в территориальном море и исключительной экономической зоне, а также в удаленных районах Мирового океана;
охрана важных государственных объектов;
предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
организация гражданской и территориальной обороны;
обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
обеспечение информационной безопасности.
Все задачи по обеспечению военной безопасности выполняются Вооруженными Силами и другими войсками скоординированно, в тесном взаимодействии и в соответствии с их функциями, регламентированными действующим российским законодательством.

2.18. Основные задачи по отражению (пресечению) вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и ее союзников:
частичное или полное стратегическое развертывание;
ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
выполнение союзнических обязательств.
Решение задач по отражению (пресечению) вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми, планирующими и директивными документами.

2.19. Основные задачи в операциях по поддержанию мира:
разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
создание предпосылок для политического урегулирования.
Выполнение задач в операциях по поддержанию мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации с привлечением, при необходимости, других войск, воинских формирований и органов. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они обучаются по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку, планирование и оперативное управление российскими контингентами в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и СНГ.

2.20. Основные задачи во внутренних вооруженных конфликтах:
разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
восстановление законности и правопорядка;
обеспечение общественной безопасности и стабильности;
поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
локализация и блокирование района конфликта;
пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
проведение мероприятий по разоружению (изъятию оружия) населения в районе конфликта;
усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.
Выполнение задач по предупреждению и пресечению, локализации и блокированию районов внутренних вооруженных конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими, создаваемые на временной основе.

2.21. Силы и средства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти и местного самоуправления, населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.22. Для решения стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками задач создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:
степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях;
характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных районов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;
возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях, при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;
возможности для своевременного вывода войск (сил) и материально-технических запасов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;
условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения социальных и бытовых проблем;
наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;
состояния общественно-политической обстановки в конкретных регионах.

2.23. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации могут размещаться за пределами ее территории в составе совместных или российских группировок и отдельных баз (объектов). Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.

2.24. При создании смешанных воинских формирований Содружества Независимых Государств они комплектуются военнослужащими государств-участников в соответствии с их национальным законодательством и принятыми межгосударственными соглашениями. Военнослужащие - граждане Российской Федерации направляются на комплектование таких формирований, как правило, на контрактной основе.
Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся на территории зарубежных государств, независимо от условий размещения, входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.

2.25. Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание, ведение Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками военных действий, маневр силами и средствами, своевременный перевод экономики с мирного на военное время в интересах обороны, под руководством Правительства Российской Федерации и на основе Федеральной государственной программы осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации.

2.26. Накопление и содержание запасов материальных средств организуются Правительством Российской Федерации в соответствии с планами создания государственного и мобилизационных резервов, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, а также органы государственного управления в соответствии с федеральным законодательством в мирное время осуществляют накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и ведение ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств - и на более длительный период), формирование, подготовку, перегруппировку и применение стратегических резервов.
Планирование накопления, эшелонирования, размещения оперативных запасов материальных средств и их содержание для войск других федеральных органов исполнительной власти, передаваемых в оперативное подчинение в особый период Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

2.27. Планирование подготовки граждан к военной службе, накопления в запасе необходимого количества военнообученных ресурсов и их учет осуществляются под общим руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.28. Как в мирное, так и военное время осуществляется целенаправленная подготовка населения к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных и других работ в очагах поражения и районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

Саудовская Аравия готова допустить подъем цен на нефть

0
402
МВД России делегируют Белоруссии своих сотрудников на время проведения II Европейских игр

МВД России делегируют Белоруссии своих сотрудников на время проведения II Европейских игр

0
280
Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

0
279
Украинскую власть обвинили в контактах с ФСБ

Украинскую власть обвинили в контактах с ФСБ

Татьяна Ивженко

Радикалы проверяют Порошенко на искренность

0
678

Другие новости

Загрузка...
24smi.org