0
875
Газета Концепции Интернет-версия

19.11.1999

Генеральный курс в мировом океане

Как отмечалось в материалах по обсуждению проекта новой военной доктрины РФ (см. "НВО" ## 42, 43, 1999 г.), разработчики документа, никого не оповестив, исключили из текста согласованный со всеми высшими инстанциями пункт о Военно-морской стратегии РФ, предусмотренный Указом президента РФ и постановлением правительства РФ. Во избежание возможных противоречий редакция "НВО" публикует проект Военно-морской стратегии Российской Федерации. Представляемый проект документа подготовлен инициативной группой адмиралов и офицеров Военно-морского флота Российской Федерации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Замерзший флот - неопределенная военно-морская стратегия России.
Фото Леонида Федосеева
ВОЕННО-МОРСКАЯ стратегия конкретизирует и развивает положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и "Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года" в области защиты национальных интересов России в Мировом океане и определяет предназначение, принципы применения, основные направления строительства и развития Военно-морского флота.

Военно-морская стратегия Российской Федерации представляет собой систему взглядов на роль и место Военно-морского флота России в общей системе обеспечения безопасности государства и реализации его интересов в Мировом океане.

Совокупность сил и средств, предназначенных для освоения и использования Мирового океана, представляет собой морскую мощь государства, которая определяет способность той или иной страны эффективно использовать военные и экономические возможности Мирового океана в своих национальных целях.

Мировой океан является перспективной областью деятельности, важнейшей сферой реализации геополитических интересов различных государств, сферой соперничества и раздела влияния.

Деятельность мирового сообщества в Мировом океане приводит к возникновению разного рода противоречий и споров, характер и способы урегулирования которых во многом определяются реальной морской мощью государства.

Поэтому обеспечение возможности осуществления деятельности в Мировом океане становится главным фактором, свидетельствующим в пользу обладания современным и сильным военно-морским флотом, являющимся основой морской мощи государства.

Опыт применения флотов крупных морских держав, в том числе России, свидетельствует о значительном возрастании роли и места военно-морской силы в обеспечении экономических и внешнеполитических интересов государств.

Российская Федерация относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в освоении и использовании Мирового океана. Для России Мировой океан играет первостепенную роль.

Поэтому основой для сохранения и дальнейшего расширения деятельности России в Мировом океане, реализации ее интересов в этой области является сохранение и развитие всех основных составляющих морской мощи:

- военно-морской, транспортный, промысловый, научный и другие флоты;

- научная, промышленная и испытательная базы для строительства, ремонта и всех видов обеспечения деятельности флотов;

- система портов и баз, в том числе незамерзающих, береговая инфраструктура на всех морях, прилегающих к территории России.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ИНТЕРЕСЫ

Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане определяются ее геополитическим положением и составляют совокупность экономических, политических и собственно военных интересов государства.

Эти интересы распространяются на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а также морские пространства, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств.

Они обусловлены:

- значительной протяженностью российских морских границ;

- неисчерпаемостью запасов минеральных, биологических, топливно-энергетических и других ресурсов Мирового океана, необходимостью обеспечения свободного доступа к этим ресурсам для их разработки и освоения;

- сосредоточением в прибрежной полосе России значительного промышленного потенциала и большого количества населения;

- зависимостью жизнедеятельности России, ее прибрежных, и особенно северных, регионов от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, добычи углеводородных ресурсов и другой производственной и хозяйственной деятельности на море;

- необходимостью обеспечения охраны и защиты всех видов деятельности России в Мировом океане;

- наличием разветвленной системы внешнеэкономических связей, связанных с освоением и использованием Мирового океана;

- необходимостью укрепления международно-правового статуса в области морской деятельности Российской Федерации, включая сохранение за Россией прав и особого статуса в Арктике, особенно для обеспечения нормального функционирования Северного морского пути.

Это обусловливает необходимость сохранения и развития Военно-морского флота как основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, восстановления военно-морского присутствия во всех важных в политическом отношении для России районах Мирового океана в интересах нейтрализации военной угрозы с морских и океанских направлений, в том числе наличия развернутой группировки морских стратегических ядерных сил, которые в перспективе будут составлять основу сил ядерного сдерживания Российской Федерации, и сил обеспечения их боевой устойчивости, создания системы базирования и обеспечения Военно-морского флота России, в том числе за рубежом.

К возможным угрозам и источникам опасности для Российской Федерации в Мировом океане следует отнести:

- деятельность военно-морских сил ведущих морских держав как основного инструмента защиты их национальных интересов, в том числе совершенствование боевых возможностей группировок морских стратегических ядерных сил ведущих морских держав; развертывание крупных ударных группировок морских сил общего назначения, увеличение количества мероприятий оперативной и боевой подготовки военно-морских сил иностранных государств в прилегающих к России морях;

- деятельность иностранных государств, их блоков и коалиций, а также транснациональных корпораций и иных организаций, препятствующая реализации национальных интересов России в Мировом океане, включая воспрепятствование участию России в коммерческих проектах по освоению и использованию ресурсов Мирового океана;

- отстранение России от решения ключевых международных проблем, затрагивающих ее национальные интересы в Мировом океане, в том числе отказ от признания правомочности территориальных разграничений в части, касающейся нарезки исключительной экономической зоны;

- осуществление нелегального лова морепродуктов в исключительной экономической зоне России иностранными судами, а также незаконный лов и экспорт морепродуктов российскими промысловиками с дальнейшим сбытом в портах иностранных государств;

(Окончание)


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зеленая генерация становится тормозом экономики

Зеленая генерация становится тормозом экономики

Глеб Тукалин

Развитие ВИЭ без субсидий со стороны промышленности соответствует мировой практике и интересам страны

0
157
Единый день голосования в Москве: конкуренция, новации и интрига с явкой

Единый день голосования в Москве: конкуренция, новации и интрига с явкой

Галина Грачева

Соперничество за места в столичной Думе оказалась более острым, чем в 2014 году

0
81
Памфилова ищет позитивную повестку

Памфилова ищет позитивную повестку

Дарья Гармоненко

ЦИК РФ готов к критическому разбору выборов еще до их завершения

0
299
Обвиняемых стали чаще штрафовать

Обвиняемых стали чаще штрафовать

Екатерина Трифонова

Верховный суд выработал условия для замены срока денежным взысканием

0
110

Другие новости

Загрузка...
24smi.org