УКАЗОМ президента # 1300 от 17 декабря 1997 г. был утвержден текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется Концепция-97). 5 октября 1999 г. Совет безопасности одобрил проект новой Концепции национальной безопасности РФ (далее именуется Концепция-99). 10 января 2000 г. и.о. президента Владимир Путин подписал Указ #24, которым предписано "внести изменения и дополнения в Концепцию национальной безопасности РФ, утвержденную Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. #1300, изложив ее в новой редакции".
Таким образом, в течение двух лет были разработаны и опубликованы три варианта Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Специалисты, по существу, были отстранены от обсуждения Концепции-99, поскольку на это было отведено очень мало времени - 1 месяц 18 дней. Келейность разработки Концепции национальной безопасности России - второго по важности после Конституции РФ государственного документа - привела к одному результату: в проигрыше теория, а значит, и практика национальной безопасности России.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Однако изучение всех трех текстов позволяет сделать вывод: вступившая в силу с 10 января 2000 г. Концепция - определенный шаг вперед в разработке теории национальной безопасности Отечества. Прежде всего это связано с тем, что в основу нового документа заложены основные положения Концепции-97, а не Концепции-99.
Основополагающим в рассмотренном документе является содержание понятия "национальная безопасность". Впервые оно было употреблено в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу в 1904 г. Ни в одном из энциклопедических словарей бывшего СССР и нынешней России его содержание не раскрывается.
В проекте Концепции-99 было записано: "Концепция национальной безопасности РФ - политический документ, определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, защищенности страны от внешних и внутренних угроз".
В Концепции-2000 определено, что "под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Представляется, что это определение неполное. Предлагаем свой вариант: "Национальная безопасность страны - ее способность сохранить и защитить своей суверенитет, территориальную целостность, национальные интересы в военной сфере, в области экономики, культурное и духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни; обеспечить укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления, а также безопасность в экологической сфере".
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Одной из первостепенных задач обеспечения национальной безопасности РФ является укрепление безопасности в военной сфере, поскольку это связано с войной - общественно-политическим явлением, а не в обороне, учитывая, что она лишь один из основных видов военных действий.
В Концепции-97 записано: "Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности". При такой оценке внешних угроз законодатели вправе сокращать бюджетные ассигнования на российские ВС. Приведенный прогноз явно необъективен.
В проекте Концепции-99 угрозы национальной безопасности Российской Федерации были сформулированы слишком общо: "Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны". При этом не принималось во внимание множество значимых факторов: продвижение НАТО на восток; реальную жесткую борьбу с международным терроризмом на Северном Кавказе; очевидное стремление США диктовать, опираясь на военную силу, свою волю всем государствам, в том числе и России.
Важным достижением Концепции-2000 явилось то, что в ней однозначно и четко сформулирован опорный тезис: "Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере". Другое достоинство документа - указание на усиление негативных тенденций в военной области, чему способствует затянувшийся процесс реформирования военной организации, недостаточное финансирование национальной обороны, критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки ВС РФ и других войск.
ОШИБКИ В ПОНЯТИЯХ
Некоторое смягчение международной обстановки привело к распространению в широких кругах российской общественности мнения, что обычные войны в современных условиях и на обозримую перспективу могут быть в основном локальными; отрицается возможность участия России в крупномасштабной обычной войне. Об этом, в частности, не раз заявлял Борис Ельцин.
Нет оснований согласиться с таким подходом.
Обычные войны в соответствии с официальными взглядами отечественного военного искусства подразделяются на мировые, региональные и локальные в зависимости от размаха и состава воюющих сторон.
Мировые и региональные войны относятся к крупномасштабным. В региональной войне участвуют два или несколько государств, она ведется в пределах одного региона и затрагивает преимущественно интересы стран, расположенных там.
В Персидском заливе в 1991 г. произошла первая после прекращения холодной региональная обычная война. Причем она была крупномасштабной, на что со всей очевидностью указывают состав и численность войск противостоящих сторон, пространственный размах боевых действий.
При определенных военно-политических условиях в мире Россия может участвовать (быть втянутой) в региональной, т.е. крупномасштабной обычной войне, аналогичной "Буре в пустыне". Это могло найти отражение в Концепции национальной безопасности РФ с вытекающими отсюда направлениями по обеспечению национальной безопасности России в военной сфере (финансирование ВС, их оргструктура в общем виде, обеспечение мобильности и др.).
НОВЫЙ ВИД СДЕРЖИВАНИЯ
Одним из основополагающих положений Концепции-97 было то, что "важнейшей задачей ВС РФ является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны...". Здесь имеет место проявление так называемой интеллектуальной анархии (по Александру Свечину) в области военного мышления, а именно: региональные войны - не крупномасштабные, и наоборот.
В проекте Концепции-99 уже нет речи о ядерном сдерживании. В ней говорится, что "национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в предотвращении военной агрессии и обеспечении военной безопасности всей совокупности имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов".
В новой Концепции-2000 указывается: "Важнейшей задачей РФ является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников". Также заявлено о возможности "применения всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая и ядерное оружие, в случае необходимости отражения военной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными".
В современных условиях и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует рассматривать не только ядерное оружие, но и высокоточное оружие в обычном снаряжении, т.е. крылатые ракеты воздушного и морского базирования (КРВБ, КРМБ) большой - порядка 3-5 тыс. км - дальности.
С нашей стороны такие сдерживающие действия будут наиболее эффективны, если они будут выполняться силами дальней авиации, ее стратегическими самолетами.
Качественно новый подход к решению проблемы стратегического сдерживания ядерной и крупномасштабной (региональной) обычной войны обуславливается: постоянным расширением "клуба ядерных держав"; катастрофическими последствиями для цивилизации в случае обмена массированными ядерными ударами; постоянно возрастающими боевыми возможностями КРВБ и КРМБ в обычном сражении по точности поражения любых объектов (целей) на разных театрах войны без входа самолетов-носителей в зоны ПВО, а кораблей-носителей - в зоны противолодочной и противокорабельной обороны.
В "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия" имеется важный тезис: "Наша политика сдерживания с помощью ядерного и обычного оружия была эффективным инструментом в борьбе с большинством потенциальных противников". Сдерживание обычным оружием становится важным новым элементом политики США в интересах национальной безопасности США в XIX веке.
К 2003 г. США в составе ВМС планируют иметь 198 кораблей-носителей КРМБ "Томагавк", из них подводных лодок - 107. Общее количество КРМБ может составить порядка 4 тыс. ракет. Таким количеством ракет при их технической надежности 0,9 может быть поражено 900-1200 объектов противника с достоверностью 0,8.
По планам военного командования США, в американских ВВС планируется иметь к 2000 г.
183 стратегических бомбардировщиков, в том числе 21 - В-2, 91 - В-1В и 71 - В-52Н. Такой парк способен за один массированный удар применить порядка 500-600 КРВБ.
Таким образом, Соединенные Штаты способны в обычной крупномасштабной (региональной) войне в короткий промежуток времени применить свыше 4 тыс. высокоточных КРМБ и КРВБ с обычными зарядами и этим самым решить задачу стратегического сдерживания, поразив при этом военные оперативно-стратегические объекты, в том числе пункты управления и наземные пусковые установки стратегических ядерных ракет.
И сейчас, и тем более в будущем число КРМБ на кораблях ВМФ России в десятки раз ниже, чем в ВМС США. Ожидаемое в 2000-2005 гг. число стратегических бомбардировщиков, способных применять КРВБ большой дальности с обычной боевой частью, на порядок больше в ВВС США, чем в ВВС России.
ТУПИК БЕЗЫДЕЙНОСТИ
"Россию защищают, за нее умирают, во имя Отечества наступают и одерживают победы", - таково кредо русского военного ученого генерала Александра Свечина.
Эта мысль о защите Отечества должна была стать одним из стержневых положений Концепции-2000 в части, касающейся норм общественной жизни гражданина России, в особенности молодежи. Необходимо воздвигнуть преграду на пути внедрения в сознание молодых людей мнения, что служба в Вооруженных силах России - одна из форм наказания и что ее необходимо избегать любыми способами. В ряде случаев это пропагандируется радио и телевидением в ущерб национальной безопасности России.
К сожалению, во вступившей в силу концепции ни слова не сказано о вкладе каждого гражданина в укрепление национальной безопасности России в военной сфере. Выходит, что документ молчаливо благословляет молодых людей на уклонение от службы в ВС - основы обороны государства. Это противоречит истории и традициям России.
Значительная часть общественности уверовала в то, что защищать и умирать за Отечество должны только контрактники. Однако Россия еще не способна набрать из них армию. В Концепции-2000 должно было найти отражение положение о том, что призыв здоровых молодых людей на действительную военную службу в ВС России и в другие войска будет осуществляться и в обозримой перспективе.
В Концепции-2000 определено, что приоритетное значение имеет воспитание законопослушных граждан: цель важная, но трудно реализуемая при отсутствии в государстве сформулированной национальной идеи. Однако ей ни нашлось места ни в Концепции-97, ни в новом документе.
До буржуазно-демократической революции в феврале 1917 г. национальной идеей, объединяющей все народы царской России, было самодержавие. После Октябрьской революции 1917 г. национальной идеей становится построение вначале социалистического, а затем, в далеком будущем, - коммунистического общества. Особое внимание уделялось воспитанию готовности каждого гражданина СССР беззаветно сражаться за независимость, целостность территории советской отчизны.
Без четкого определения национальной идеи не представляется возможным понять истинный смысл новой Концепции национальной безопасности России.
* * *
Россия, как и бывший СССР, имела, имеет и будет иметь недругов, стремящихся подорвать национальную безопасность российского Отечества во всех ее сферах, применяя для этого различные силы (средства), приемы, как модно сейчас говорить, информационной борьбы (войны).
Бывший министр обороны США Чейни после событий в России 19 августа 1991 г. заявлял: "Развал СССР - в наших интересах. Если он доброволен, возможно какое-либо объединение республик. Если демократия проиграет, нам выгоднее, чтобы оставшиеся куски были меньшими". Катастрофические последствия развала СССР известны. Продолжатели дела Чейни мечтают теперь о развале России. Свидетельство тому - попытки международных террористов разрушить целостность нашего государства на Северном Кавказе.
Обсуждая Концепцию национальной безопасности РФ, нельзя не вспомнить победу в Великой Отечественной войне - непреходящий исторический подвиг советского народа и его Вооруженных сил, пример защиты с оружием в руках многонациональным народом - носителем суверенитета и единственным источником власти - национальной безопасности своего Отечества.
Статья 71 Конституции России устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность России. В соответствии с этим конституционным положением вопросы обороны нашей страны определены Федеральным законом "Об обороне" (1996 г.)
Вполне правомерно разработать и федеральный рамочный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", в котором были бы изложены основные положения по национальной безопасности России в тесной взаимосвязи с ее военной доктриной. Это может стать новым шагом в развитии теории и практики обеспечения национальной безопасности нашей страны и явится одним из действенных путей воспитания законопослушных граждан - основополагающего условия дальнейшего строительства российского государства.